Научные мероприятия

Студенческое научное общество


Сайты факультетских научных мероприятий:

Международная конференция «Ананьевские чтения»

Зимняя Психологическая Школа

Международная студенческая конференция «Психология XXI века»

Ежегодная отчетная конференция факультета психологии


Вестник СПбГУ. Психология

Журнал «Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ»


О прошедших научных событиях:

— Европейский психологический конгресс 2019 - материалы опубликованы

Отчетная научная конференция факультета психологии - итоги 2018 года (31 января-1 февраля 2019 года)

О докладе А.В.Шаболтас на секции Психологии ДУ РАН (31 января 2019 года)

Об открытых лекциях 2018 года по когнитивной нейробиологии речи (17-19 декабря 2018 года)

Взаимосвязь работы мозга и речи: в СПбГУ состоялся научный семинар по нейробиологии языка и фотоотчет

А. В. Шаболтас «Этические принципы и проблемы проведения исследований с участием людей» (доклад на II Конференции Медиажурнала «Психотерапия в России», 1-3 декабря 2017 года, Санкт-Петербург)

Революция как психологический феномен (о круглом столе, состоявшемся в рамках Международной научной конференции «Ананьевские чтения – 2017» 25 октября 2017 года)

Ю. Е. Зайцева «"Надежда на будущее" - типы и стратегии конструирования временной перспективы в период становящейся взрослости» (доклад в Казани, Всероссийский психологический форум и VI Съезд Российского психологического общества, 5–7 октября 2017 года)

А. В. Шаболтас «Психологическая концепция превенций ВИЧ инфекции» (доклад на конференции «Школа В. М.Бехтерева: от истоков до современности», 18-19 мая 2017 года)

Проблемы профессиональной этики обсудили в СПбГУ

А.В.Шаболтас: Сложности и пути решения этических проблем в психологическом консультировании и психотерапии

Шаболтас А.В. «Психологическая концепция превенций ВИЧ инфекции»

 


Научно-исследовательские проекты 2018 года

 

Особенности атрибуции субъективного сигнала о правильности решения когнитивных задач (№ 17-06-00473 «а»)
Научный руководитель: профессор Аллахвердов В.М.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2017-2019

Роль классификации в возникновении ограничений в познавательной деятельности человека (№16-06-00858 «а»)
Научный руководитель: профессор Аллахвердов В.М.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2016-2018

Комплексное изучение особенностей психического развития недоношенных детей младенческого возраста с внутрижелудочковыми кровоизлияниями и постгемморагической гидроцефалией (№ 18-013-01183 «а»)
Научный руководитель: доцент Андрущенко Н.В.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2018-2020

Междисциплинарный подход к изучению и развитию терминологической компетентности педагога в области дидактики (№ 16-06-00486 «а»)
Научный руководитель: профессор Бордовская Н.В.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2016-2018

Эффективность метакогнитивных стратегий принятия решений в условиях неопределенности и трудных жизненных ситуаций (№ 18-013-00256 «а»)
Научный руководитель: профессор Бызова В.М.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2018-2020

Семейные факторы эмоциональной компетентности дошкольников (№18-013-00990 «а»)
Научный руководитель: доцент Василенко В.Е.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2018-2019

Закономерности возникновения ошибок при выполнении сенсомоторных навыков в ситуации эмоционального давления (№16-06-00376 «а»)
Научный руководитель: доцент Гершкович В.А.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2016-2018

Психоэмоциональное благополучие и предпочитаемые способы самоосуществления личности в подростково-юношеском и взрослом периодах развития (№ 16-06-00307 «а»)
Научный руководитель: профессор Головей Л.А.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2016-2018

Комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и ресурсы их преодоления в разные периоды взрослости (№ 16-18-10088)
Научный руководитель: профессор Головей Л.А.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РНФ>
Сроки проведения: 2016-2018

Психофизиологические механизмы прогнозирования последовательностей событий при шизофрении (№ 16-06-00182 «а»)
Научный руководитель: старший научный сотрудник Горбунов И.А.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2016-2018

Применение математического моделирования в психофизиологическом исследовании процесса порождения речи в норме и патологии (№ 17-06-00963 «а»)
Научный руководитель: старший научный сотрудник Горбунов И.А.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2017-2019

Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка (Impact Of Early Deprivation On Bio-Behavioral Indicators Of Child Development) (№ 14.Z50.31.0027)
Научный руководитель: главный научный сотрудник Григоренко Е.Л.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: Гранты Правительства РФ для привлечения ведущих ученых>
Сроки проведения: 2014-2018

Общие закономерности развития коры головного мозга и их специфика при расстройствах аутистического спектра (№ 17-29-02384 «офи_м»)
Научный руководитель: главный научный сотрудник Григоренко Е.Л.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2017-2020

Выявление связи генома, головного мозга и особенностей поведения при нарушениях развития языка и речи (№ 18-18-00451)
Научный руководитель: главный научный сотрудник Григоренко Е.Л.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РНФ>
Сроки проведения: 2018-2020

Потенциал самоизменений как фактор существования человека в изменяющемся мире (№18-013-00703 «а»)
Научный руководитель: профессор Гришина Н.В.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2018-2020

Антиципационная состоятельность как предиктор субъективного благополучия и успешности в обучении (№ 16-06-00477 «а»)
Научный руководитель: профессор Даниленко О.И.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2016-2018

Распознавание и прогнозирование индивидом когнитивных ошибок другого человека в условиях мониторинга его деятельности (№ 18-013-01217 «а»)
Научный руководитель: профессор Зотов М.В.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2018-2020

Социально-психологические механизмы успешного совмещения спортивной карьеры и обучения (на примере юношеского спорта и спорта высших достижений) (№ 17-06-00883 «а»)
Научный руководитель: доцент Ильина Н.Л.
Тип исследования: прикладное>
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2017-2019

Разработка измерительных инструментов для диагностики выраженности невротических черт личности (№ 17-06-00956 «а»)
Научный руководитель: доцент Исурина Г.Л.
Тип исследования: прикладное>
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2017-2018

Ассимиляция и контраст, обусловленные установкой на основе иллюзий восприятия (№ 16-36-01008 «мол_а2»)
Научный руководитель: доцент Карпинская В.Ю.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2016-2018

Жизненные модели молодежи: межпоколенное и внутрипоколенное исследование (№ 18-013-00599 «а»)
Научный руководитель: профессор Костромина С.Н.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2018-2020

Оценочное высказывание в языковой картине человека(№ 18-013-01194 «а»)
Научный руководитель: профессор Куликов Л.В.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2018-2020

Формирование социальных умений личности в семье (№ 18-013-00904 «а»)
Научный руководитель: профессор Куницина В.Н.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2018-2019

История Петербургской психологической школы (1941-1991): архивные разыскания и изучение источников(№ 17-06-00484 «а»)
Научный руководитель: профессор Логинова Н.А.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2017-2019

Стресс повседневной жизни и совладание с ним в семьях с аномальным развитием ребенка (№ 16-06-00228 «а»)
Научный руководитель: доцент Михайлова Н.Ф.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2016-2018

Лонгитюдное исследование прогнозных паттернов задержки психомоторного развития детей дошкольного возраста (№ 17-06-00989 «а»)
Научный руководитель: доцент Наследов А.Д.
Тип исследования: прикладное>
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2017-2019

Отношение к профессиональному здоровью специалистов технического профиля нефтеперерабатывающей отрасли (№ 18-013-00568 «а»)
Научный руководитель: профессор Никифоров Г.С.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2018-2020

Исследование социобиологических факторов раннего развития ребенка и становление эпигенетического статуса: влияние факторов курения матери и грудного вскармливания на ДНК-метилирование детей (№17-06-00667 «а»)
Научный руководитель: Одинцова В.В.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2017-2018

Психологические факторы здорового образа жизни на разных этапах взрослости (№ 16-06-00315 «а»)
Научный руководитель: доцент Петраш М.Д.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2016-2018

Социально-психологическая модель когнитивного социального капитала организации (№ 18-013-00532 «а»)
Научный руководитель: профессор Почебут Л.Г.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2018

Психологические ресурсы совладания с трудной жизненной ситуацией подростков с тяжелыми деформациями позвоночника (№ 17-06-00642 «а»)
Научный руководитель: доцент Пятакова Г.В.
Тип исследования: прикладное>
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2017-2019

Динамика отношений мать-отец-ребенок и психическое развитие ребенка в перинатальный период его развития (№ 16-06-00392 «а»)
Научный руководитель: доцент Савенышева С.С.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2016-2018

Нетворкинг-стратегии личности в формировании социального капитала социальной сети (№ 17-06-00777 «а»)
Научный руководитель: профессор Свенцицкий А.Л.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2017-2019

Влияние субъективной сложности дистракторов на эффективность выполнения интерференционных задач (на примере теста «Рисунок-слово») (№ 17-36-01139 «а2»)
Научный руководитель: аспирант Сопов М.С.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2017-2019

Когнитивный резерв как фактор уровня качества жизни в пожилом возрасте (№ 16-06-00086 «а»)
Научный руководитель: доцент Стрижицкая О.Ю.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2016-2018

Разработка интегрированной модели вербальной и невербальной передачи знаний в задачах категоризации (№ 18-313-00249 «мол_а»)
Научный руководитель: аспирант Тихонов Р.В.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2018-2020

Временная перспектива и эмоционально-когнитивная регуляция поведения у больных с алкогольной зависимостью (№ 16-06-01043 «а»)
Научный руководитель: доцент Трусова А.В.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2016-2018

Позитивный смысл торможения конкурирующих интерпретаций при восприятии многозначной информации (№ 17-06-01014 «а»)
Научный руководитель: научный сотрудник Филиппова М.Г.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2017-2018

Изучение нейрогуморальных показателей развития детей с опытом социально-эмоциональной депривации в раннем возрасте (№ 14.W01.17.460-MK)
Научный руководитель: младший научный сотрудник Чернего Д.И.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: Гранты Президента РФ для молодых кандидатов наук
Сроки проведения: 2017-2018

Когнитивная нейробиология процессов научения и восприятия языка (№ 14.W03.31.0010)
Научный руководитель: ведущий научный сотрудник Штыров Ю.Ю.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: Гранты Правительства РФ для привлечения ведущих ученых
Сроки проведения: 2017-2019

Психологические факторы качества жизни лиц с опухолевым поражением костей (№ 17-36-00011 «а1»)
Научный руководитель: профессор Щелкова О.Ю.
Тип исследования: прикладное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2017-2018

Системная (биопсихосоциальная) модель прогноза при сердечно-сосудистых заболеваниях (№ 18-013-00689 «а»)
Научный руководитель: профессор Щелкова О.Ю.
Тип исследования: фундаментальное
Источник финансирования: РФФИ
Сроки проведения: 2018-2020

Международное исследование эффекта использования переводчика при установлении контакта, получении информации и распознавании сигналов обмана

Совместный проект Санкт-Петербургского государственного университета и Университета Портсмута, Великобритания.

Руководители проекта: Врай Альдерт, Шаболтас А.В.

Сроки реализации проекта: 2014 - 2015 гг.

Финансирование: Фонд Эффективности допросов задержанных (High-Value Detainee Interrogation Group), США.

Краткое описание проекта:

Исследование проводится Санкт-Петербургским государственным университетом совместно с Университетом Портсмута и является этапом кросс-культурного исследования, ранее проводимого в Англии, США и Корее, в котором сравниваются разные языковые группы и разные уровни способностей участников говорить на английском языке. Предыдущие исследования показали, что когда люди дают интервью через переводчика, они предоставляют гораздо меньше информации по сравнению с людьми, говорящими на родном языке. Целями данного исследования является изучение различий между людьми, говорящими правду и лгущими, специфики влияния переводчика на установление доверия (раппорт), оценка количества информации, извлеченной в процессе интервью, и того, как данные факторы влияют на умение обнаруживать обман. В ходе экспериментального исследования участникам предлагается заполнить опросник, касающийся ожиданий относительно предстоящего эксперимента, пройти тестирование на уровень знания английского языка и посмотреть видеоролик, содержание которого в дальнейшем обсуждается во время интервью. Перед началом интервью участникам в случайном порядке сообщается, что от них ожидается - будут они говорить правду или лгать. Интервью проводится английскими коллегами с участием переводчика или без него (при достаточных знаниях английского языка участником) в течение 1-1,5 часов и записывается на аудио- и видео-носитель. Ожидается, что исследование позволит получить существенную информацию о влиянии переводчика на установление контакта и распознавание сигналов обмана, что внесет весомый вклад в развитие когнитивного подхода оценки достоверности и распознавания лжи.


Международное исследование социобиологических факторов распространения и превенции ВИЧ-инфекции среди женщин

Сроки реализации проекта: 2013-2015

Научные руководители: Балашова Т.Н., Шаболтас А.В.

Финансирование: РФФИ (Россия), Национальные Институты Здоровья (США): проект поддержан грантом № 13-06-91444 Российского Фонда Фундаментальных Исследований (СПбГУ, Шаболтас А.В.) и грантом № R21AA022596 Национальных Институтов по вопросам злоупотребления алкоголем и алкоголизма (NIAAA) Национальных Институтов Здоровья США (NIH) (Центр наук о здоровье Университета штата Оклахома США, Балашова Т.Н. и Шаболтас А.В.).

Краткое описание проекта:

Исследование выполняется в рамках совместной российско-американской инициативы в области превенции и лечения ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний Санкт-Петербургским государственным университетом и Университетом штата Оклахома (США). Проект направлен на выявление и изучение социобиологических и когнитивных факторов, влияющих на рискованное и здоровьесберегающее поведение женщин в отношении ВИЧ-инфекции. Основной целью исследования является изучение мотивации и барьеров при принятии решения о прохождении тестирования на ВИЧ как превентивной технологии у женщин молодого возраста, представляющих общую популяцию и подвергающихся высокому риску заражения ВИЧ. В ходе рандомизированного экспериментального исследования осуществляется сравнительный анализ 2 стратегий принятия решения о прохождении тестирования на ВИЧ женщинами (исключительный выбор и множественный выбор, opt-in vs. opt-out). В качестве инновации в исследовании используется эксперимент в реальных полевых условиях, а также метод фокус-групп для сбора качественных данных и проверки гипотезы о том, что участие в групповых обсуждениях с может существенно влиять на процесс принятия решения о прохождении тестирования на ВИЧ. В конечном итоге предполагается собрать необходимую информацию для разработки и внедрения эффективной гендерно-специфичной стратегии повышения готовности к тестированию на ВИЧ у российских молодых женщин, подвергающихся высокому риску заражения. Новизна проекта заключается в том, что впервые в качестве объектов превентивного вмешательства выбраны сексуально-активные молодые женщины, представляющие общую популяцию, в основу превентивной технологии положены гендерно-специфичные факторы передачи ВИЧ, а также в экспериментальном дизайне сравнительного анализа эффективности различных стратегий тестирования на ВИЧ (opt-in vs. opt-out). Исследование позволит получить существенную информацию о степени влияния различных факторов на принятие женщинами решения о прохождении тестирования на ВИЧ, различиях между технологиями продвижения тестирования и специфике группового влияния на процессы принятия решения о прохождении тестирования.


Профилактика фетального алкогольного синдрома (ФАС) и нарушений нейроразвития у детей в России.

Грант Национального Института Здоровья. Грант № 5R01AA016234 от 01.09.2007.

Совместный проект Санкт-Петербургского государственного университета с Центром наук о здоровье Университета штата Оклахома США.

Срок выполнения проекта: 2007-2012 гг.

Соруководитель проекта: Цветкова Л.А.

С 2003 года факультет психологии СПбГУ совместно с Центром наук о здоровье университета Оклахомы (США) и Институтом психологии Нижегородского государственного педагогического университета проводит исследования в рамках проекта «Профилактика фетального алкогольного синдрома (ФАС) и нарушений нейроразвития у детей в России».

Фетальный алкогольный синдром (ФАС) – это заболевание, которое возникает у ребенка вследствие внутриутробного воздействия алкоголя. Употребление женщиной алкоголя во время беременности не всегда приводят к полной представленности ФАС, а может вызывать менее выраженные (но все же значительные) дисморфические, когнитивные и поведенческие нарушения – Нарушения Фетоалкогольного Спектра (ФАСН). Дети с ФАС характеризуются проблемами в обучении (не только в школе, но и в обучении элементарным навыкам), снижением памяти и внимания, они хуже контролируют свои эмоции и свое поведение, часто недостаточно осознают последствия своих поступков, могут совершать асоциальные поступки и вступать в конфликт с законом. Часто такие дети нуждаются в обучении в специальных школах. ФАС является неизлечимым заболеванием: специальные медицинские, социальные и психологические мероприятия могут предотвратить вторичные нарушения, инвалидизацию и социальные проблемы, однако его основные симптомы не поддаются лечению.

Список предыдущих проектов

Ссылка на сайт, созданный в рамках проекта: www.netfas.net

Подробное описание проекта

Список публикаций по проекту

 

Технология оценки устойчивости обучения к воздействию стрессогенных факторов.

Грант Управления перспективных исследований ВМФ США. Грант № N00014-08-1-0731

Срок выполнения проекта: 2008-2010 гг.

Руководитель проекта: Зотов М.В.


Координация исследования среди учащихся с использованием методологии и стандартной анкеты Глобальной программы оценки (ГПО) на территории Северо-западного Федерального округа Российской Федерации

Международный контракт СПбГУ с Офисом ООН в Вене № 09.575 от 07.08.2009

Срок выполнения проекта: 2009-2010 гг.

Координатор проекта: Цветкова Л.А.

Санкт-Петербургский государственный университет (Факультет психологии) при технической поддержке Управления ООН по наркотикам и преступности (Россия) и при финансовой поддержке правительства Финляндии и Правительства Швеции реализовал в 2009 – 2010 гг. исследовательский проект по оценке распространенности употребления наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ (ПАВ) среди учащихся в возрасте 15-16 лет на территории Северо-Западного федерального округа РФ. Исследование было выполнено с использованием методологии ESPAD - «Европейского проекта школьных исследований по алкоголю и наркотикам».

Данный исследовательский проект был направлен на оценку актуальной ситуации в сфере употребления ПАВ, а также на формирование системы территориального мониторинга наркоситуации не только в Северо-Западном Федеральном округе РФ, но и в стране в целом. Полученные результаты и выводы исследования предназначены для создания эффективной системы контроля над наркоситуацией и могут быть использованы профильными органами власти, чья деятельность связана с профилактикой употребления ПАВ


Научные мероприятия факультета психологии курирует отдел организации научных исследований

Отдел организации научных исследований выполняет широкий круг задач по обеспечению эффективного и устойчивого развития научной деятельности факультета психологии. В его задачи входит сопровождение научно-исследовательских проектов.

Задачи и основные направления деятельности отдела научных исследований:

• сопровождение и координация научной деятельности, осуществляемой на факультете;

• организация взаимодействия факультета по вопросам научной деятельности с органами государственной власти, российскими и иностранными научными учреждениями и грантодателями;

• обеспечение взаимодействия по вопросам научной деятельности с другими факультетами, структурными подразделениями и централизованными службами СПбГУ;

• систематизация и мониторинг результатов научно-исследовательской деятельности сотрудников факультета;

• предоставление научно-статистической отчетности в централизованные службы СПбГУ;

• помощь преподавателям, научным сотрудникам, студентам и аспирантам в подготовке заявок на участие в конкурсах и грантах;

• привлечение средств для финансирования проводимых на факультете научных исследований из бюджетных и внебюджетных источников;

• обеспечение деятельности научной, экспертной и экспортной комиссий факультета;

• развитие международных контактов профессорско-преподавательского состава и аспирантов факультета;

• сопровождение финансируемых фундаментальных и прикладных научно-исследовательских проектов.