Рассмотрены итоги научной работы психологов СПбГУ в 2018 году

31 января – 1 февраля 2019 года в Санкт-Петербургском университете состоялась ежегодная  отчетная конференция по результатам научных исследований по направлению психология.

Задачей такой конференции является обсуждение результатов исследований, проведенных  преподавателями и сотрудниками, работающими в СПбГУ по направлению психология за прошедший год, а также наметить перспективные направления планируемых исследований.

В течение двух дней преподаватели, руководители или исполнители грантов, а также  научные сотрудники лабораторий СПбГУ рассказывали коллегам о проведенных этапах изысканий, задачах, намеченных на следующий год. 

Большинство исследований, доклады о которых были заслушаны, находятся либо в начальной стадии (когда идет наработка анкет и сбор информации), либо в середине (когда собраны первые материалы, проведены первые массированные опросы и получены первые результаты). На этих этапах подобные отчеты полезны как для коллег, так и для самих исполнителей: конференция дает возможность получить обратную связь по проекту, а вопросы коллег из смежных областей психологии позволяет по-новому взглянуть на полученные результаты. 

Конференция показала многообразие научных исследований  ученых СПбГУ в области психологии – от изучения собственно психологических аспектов разного уровня, влияния психологических факторов на жизнь и деятельность человека, до когнитивных направлений в нейробиологии, лингвистике, изучении связей генома, головного мозга;  формирования личности  на всех этапах жизни человека в условиях разных контекстов.

Всего было заслушано около 20 докладов, и примерно такое же количество отчетов было представлено в виде постерной сессии. Завершилась конференция круглым столом, посвященным обсуждению участия в программах международной мобильности.

Представленные доклады по текущим проектам:

  • Андриянова Н.В. «Особенности атрибуции субъективного сигнала о правильности решения когнитивных задач» (рук. Аллахвердов В.М.)
  • Аникина В.О. «Комплексное изучение особенностей психического развития недоношенных детей младенческого возраста с внутрижелудочковыми кровоизлияниями и постгемморагической гидроцефалией» (рук. Андрущенко Н.В.)
  • Бызова В.М. «Эффективность метакогнитивных стратегий принятия решений в условиях неопределенности и трудных жизненных ситуаций»
  • Василенко В.Е. «Семейные факторы эмоциональной компетентности дошкольников»
  • Горбунов И.А. «Применение математического моделирования в психофизиологическом исследовании процесса порождения речи в норме и патологии»
  • Григоренко Е.Л. ««Общие закономерности развития коры головного мозга и их специфика при расстройствах аутистического спектра»
  • Григоренко Е.Л. «Выявление связи генома, головного мозга и особенностей поведения при нарушениях развития языка и речи» 
  • Гришина Н.В. «Потенциал самоизменений как фактор существования человека в изменяющемся мире»
  • Давыдова А. «Языковое развитие детей, воспитывающихся матерями с опытом институционализации» (рук. Жукова М.А.)
  • Еремина Д.А. «Системная (биопсихосоциальная) модель прогноза при сердечно-сосудистых заболеваниях» (рук. Щелкова О.Ю.)
  • Ильина Н.Л. «Социально-психологические механизмы успешного совмещения спортивной карьеры и обучения (на примере юношеского спорта и спорта высших достижений)»
  • Кожевникова А. «Психологические ресурсы совладания с трудной жизненной ситуацией подростков с тяжелыми деформациями позвоночника» (рук. Пятакова Г.В.)
  • Костромина С.Н. «Жизненные модели молодежи: межпоколенное и внутрипоколенное исследование»
  • Куликов Л.В. «Оценочное высказывание в языковой картине человека»
  • Куницина В.Н. «Формирование социальных умений личности в семье»
  • Логинова Н.А. «История Петербургской психологической школы (1941-1991): архивные разыскания и изучение источников»
  • Мирошников С.А. «Лонгитюдное исследование прогнозных паттернов задержки психомоторного развития детей дошкольного возраста» (рук. Наследов А.Д.)
  • Родионова Е.А. «Отношение к профессиональному здоровью специалистов технического профиля нефтеперерабатывающей отрасли» (рук. Никифоров Г.С.)
  • Штыров Ю.Ю. «Когнитивная нейробиология процессов научения и восприятия языка»

Стендовые доклады по завершенным проектам

  • Карпинская В.Ю. Роль классификации в возникновении ограничений в познавательной деятельности человека. (рук. Аллахвердов В.М.)
  • Тихомирова М.А. Междисциплинарный подход к изучению и развитию терминологической компетентности педагога в области дидактики. (рук. Бордовская Н.В.)
  • Головей Л.А. Комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и ресурсы их преодоления в разные периоды взрослости. 
  • Головей Л.А. Психоэмоциональное благополучие и предпочитаемые способы самоосуществления личности в подростково-юношеском и взрослом периодах развития. 
  • Горбунов И.А. Психофизиологические механизмы прогнозирования последовательностей событий при шизофрении. 
  • Григоренко Е.Л. Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка. 
  • Даниленко О.И. Антиципационная состоятельность как предиктор субъективного благополучия и успешности в обучении. 
  • Исурина Г.Л. Разработка измерительных инструментов для диагностики выраженности невротических черт личности. 
  • Карпинская В.Ю. Ассимиляция и контраст, обусловленные установкой на основе иллюзий восприятия. 
  • Михайлова Н.Ф. Стресс повседневной жизни и совладание с ним  в семьях с аномальным развитием ребенка. 
  • Одинцова В.В. Исследование социобиологических факторов раннего развития ребенка и становление эпигенетического статуса: влияние факторов курения матери и грудного вскармливания на ДНК-метилирование детей. 
  • Петраш М.Д. Психологические факторы здорового образа жизни на разных этапах взрослости. 
  • Попова Д.А. «Распознавание и прогнозирование индивидом когнитивных ошибок другого человека в условиях мониторинга его деятельности» (рук. Зотов М.В.)
  • Почебут Л.Г. Социально-психологическая модель когнитивного социального капитала организации. 
  • Савенышева С.С. Динамика отношений мать-отец-ребенок и психическое развитие ребенка в перинатальный период его развития. 
  • Стрижицкая О.Ю. Когнитивный резерв как фактор уровня качества жизни в пожилом возрасте.
  • Трусова А.В. Временная перспектива и эмоционально-когнитивная регуляция поведения у больных с алкогольной зависимостью. 
  • Филиппова М.Г. Позитивный смысл торможения конкурирующих интерпретаций при восприятии многозначной информации.
  • Чернего Д.И. Изучение нейрогуморальных показателей развития детей с опытом социально-эмоциональной депривации в раннем возрасте 
  • Щелкова О.Ю. Психологические факторы качества жизни лиц с опухолевым поражением костей.