В СПбГУ ученые с мировыми именами обсуждали когнитивную нейробиологию речи

17-19 декабря 2018 года университет в очередной раз стал площадкой для обсуждения актуальных проблем в области изучения нейробиологии речи: на факультете психологии состоялся научный семинар «Cognitive Neurobiology of Speech: Social Aspects», организованный лабораторией поведенческой нейродинамики. 

 Такие семинары проводятся регулярно по инициативе лаборатории поведенческой нейродинамики, которая была основана в СПбГУ в 2017-м году при поддержке гранта Правительства РФ (мегагранта). Ее сотрудники занимаются изучением нейрокогнитивных основ речевой функции человека с помощью новейших исследовательских технологий, а также ежегодно проводят крупные научные конференции, неизменно собирающие большую и заинтересованную профессиональную аудиторию.

Одной из важных целей проведения таких мероприятий является формирование информационного пространства для эффективного обмена мнениями, обобщения и распространения опыта. Этой же задаче – привлечению внимания молодых ученых и студентов к работам известных ученых – посвящены открытые лекции мировых лидеров в области психо- и нейролингвистики.

В рамках состоявшегося научного семинара «Cognitive Neurobiology of Speech: Social Aspects»  также были организованы три открытые лекции. 

17-го декабря обзорную лекцию «Когнитивная нейробиология речи: современные данные о мозговых системах обработки языка» прочитал руководитель лаборатории поведенческой нейродинамики профессор Юрий Штыров (СПбГУ; Орхусский университет, Дания). Она была посвящена рассмотрению истории изучения мозговой организации речевых функций, а также наиболее востребованных поведенческих и нейровизуализационных методов исследования речи (структурной и функциональной магнитно-резонансной томографии и набирающей все большую популярность трактографии). Особое внимание профессор Штыров уделил анализу данных, полученных (в т.ч. в лаборатории поведенческой нейродинамики) с помощью современных неинвазивных исследовательских инструментов с высоким временным разрешением – магнитоэнцефалографии, электроэнцефалографии высокой плотности и транскраниальной магнитной и электрической стимуляции. Оживленное обсуждение вызвали вопросы, связанные с применимостью различных моделей языковых функций, в первую очередь, в связи с продолжающейся дискуссией о фокусированном или распределенном характере представленности семантических репрезентаций отдельных языковых единиц в мозге человека.

18-го декабря лекцию «Embodied, situated and grounded cognition» прочитал профессор Нортумбрийского университета (Ньюкасл, Великобритания) Андрей Мячиков. Перед началом лекции профессор Мячиков отметил, что он впервые выступает в роли лектора в СПбГУ: «Очень приятно быть в Петербурге. Очевидно, что Санкт-Петербургский университет имеет широкую научную программу взаимодействия с западными научными центрами. И очень приятно, что мне предоставлена честь представлять Нортумбрийский университет». Его лекция была посвящена рассмотрению разных уровней феноменологии телесного (воплощенного) познания: сенсорного, моторного, психофизиологического и субъективного. В частности, обсуждались современные экспериментальные данные относительно связи зрительно-пространственных параметров предъявления вербальных стимулов и особенностей смысловой репрезентации слов, обозначающих пространственные соотношения, эмоциональные состояния и числа. Отдельно рассматривалось участие моторных систем в обработке речевых стимулов, кодирующих двигательные акты. Лекция была на английском языке, который являлся рабочим языком для научного семинара.

Заключительную лекцию цикла, также на английском языке, на тему «Neuroanatomical perspectives on bilingualism and language experience» прочитал 19-го декабря профессор Джубин Абуталеби (университет Вита Салюте Сан Раффаэле, Милан, Италия). Профессор Абуталеби рассказал о том, каким образом происходит мозговая обработка речевых сигналов у людей, владеющих только одним языком, и билингвов и как работает когнитивный контроль в случае необходимости переключаться между двумя языковыми системами. Также в контексте проблемы билингвизма обсуждались такие феномены, как нейропластичность и нейрокомпенсация. Заключительная часть лекции была посвящена обсуждению работ, направленных на выявление особенностей когнитивного старения билингвов и монолингвов. Особый интерес аудитории вызвали исследования, связанные с поисками так называемого «когнитивного преимущества» билингвов.

Высокий интерес к проблеме языка и речи еще раз демонстрирует важность проведения подобных мероприятий. Следующая конференция по сходной теме будет организована лабораторией поведенческой нейродинамики в июне 2019 года.