Санкт-Петербургский университет, учрежденный указом Петра Первого в 1724 года, занимает особое место в истории отечественной психологии: именно здесь, впервые в России в светских учебных заведениях началось преподавание психологии как науки. В 1850 году профессор богословия А.И.Райковский начал преподавать логику и опытную психологию. В Санкт-Петербургском университете состоялась и защита первой магистерской диссертации в России по научной психологии «Современные направления в науке о душе»(1866 г.). Автором ее был М.И.Владиславлев, позже ставший деканом историко-филологического факультета (тогда еще не было факультета психологии), а затем в 1887 г. – ректором университета.

Санкт-Петербургский университет закончили и остались в нем преподавать И.М. Сеченов и И.П. Павлов, которые в значительной мере повлияли на развитие отечественной и мировой психологии. 6 декабря 1965 года было принято решение Министерства высшего и специального среднего образования РФ об организации факультета психологии (на базе отделения философского факультета). В 1966 году факультет психологии принял первых своих студентов. В состав факультета вошли кафедра педагогики и кафедра общей психологии этого отделения, а также две вновь образованные кафедры: эргономики и инженерной психологии и социальной психологии.


Концепция факультета была разработана и реализована в научной и учебно-методической работе под руководством академика Б.Г.Ананьева такими известными отечественными психологами и педагогами, как Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, Е.С.Кузьмин, Н.В.Кузьмина, А.В.Ярмоленко, Н.А.Тих и другими. В основу этой концепции были заложены идеи об основных направлениях развития психологической науки и роли экспериментальной психологии, высказанные в свое время выдающимся русским ученым академиком В.М.Бехтеревым. Важную роль в деле формирования факультета как научного и учебного центра сыграла теоретическая концепция Б.Г.Ананьева, в которой была определена новая социальная роль психологии как формирующего центра человекознания, раскрыта суть человека как предмета познания, обоснована необходимость комплексного исследования как основного метода психологии.


В успешной реализации концепции университетского психологического образования существенную роль сыграл и опыт, накопленный кафедрой педагогики (образована в 1851 году), кафедрой общей психологии (образована в 1944 году), лабораторией индустриальной психологии (образована в 1959 году), лабораторией социальной психологии (образована в 1962 году). Эти лаборатории, первая из которых была создана Б.Ф.Ломовым, а вторая - Е.С.Кузьминым, заложили основы новых в нашей стране научных направлений: инженерной психологии и социальной психологии, во многом определивших дальнейшее развитие теории и практики современной отечественной психологической науки.


Становление современной психологии в нашей стране началось с развития отраслевых психологических дисциплин и формирования сферы практической психологии. Это были сначала инженерная, а затем социальная психология. Университетские психологические центры изначально оказались не только центрами академической психологии, но и центрами практической психологии как в научных исследованиях, так и в подготовке кадров. По мере накопления научного потенциала и «созревания» внешних условий расширялось поле психологических проблем, усложнялись практические задачи. Это, естественно, вызвало дифференциацию отдельных направлений и областей внутри психологической науки. Адекватным отражением этих процессов в системе подготовки специалистов-психологов явилось создание новых кафедр и специализаций. Выход психологии в новые области человеческого знания и практики отразился в факте создания в 1989 г. кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности, в 1990 г. кафедры политической психологии. Большое значение для развития факультета психологии имело создание в 1992 г. кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности, в 1994 г. - кафедры специальной психологии и кафедры медицинской психологии и психофизиологии. В 1997 г. была образована кафедра психологии и педагогики профессионального и личностного развития, в 1998 г. - кафедра психологии развития и дифференциальной психологии, в 2000 году – кафедра психологии поведения и превенции поведенческих аномалий, в 2003 году кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций, в 2004 году – кафедра онтопсихологии.


Со дня образования факультета его деканами были член-корреспондент АПН СССР Б.Ф.Ломов (1966-1968 г.г.); действительный член АПН СССР Б.Г.Ананьев (1968-1972 г.г.); член-корреспондент АПН СССР А.А.Бодалев (1972-1976 г.г.); проф. А.А.Крылов (1976 - 2002). Л.А.Цветкова стала деканом в 2002 году. В 2010 году Л.А.Цветкова была переведена на должность проректора по обеспечению реализации образовательных программ по направлениям история, психология и философия. В феврале 2011-го года деканом факультета избрана А.В.Шаболтас.


В настоящее время факультет психологии является учебно-научным центром СПбГУ. В его задачу входит: осуществление базовой подготовки психологов для практической, научно-исследовательской и педагогической работы; повышение квалификации, переподготовка и подготовка кадров высшей научной квалификации; проведение исследований по основным магистральным направлениям современной психологии; координация исследовательских работ психолого-педагогического профиля по вузам России. Организация учебной деятельности на факультете строится на основе требований Государственного стандарта высшего профессионального образования, в учебных планах учтен опыт работы отечественных психологических центров, используется информация о работе зарубежных университетов, прежде всего Англии, США, Германии.