История факультета

Санкт-Петербургский университет, учрежденный указом Петра Первого в 1724 года, занимает особое место в истории отечественной психологии: именно здесь, впервые в России в светских учебных заведениях началось преподавание психологии как науки. В 1850 году профессор богословия А.И. Райковский начал преподавать логику и опытную психологию. В Санкт-Петербургском университете состоялась и защита первой магистерской диссертации в России по научной психологии «Современные направления в науке о душе» (1866 год). Автором ее был М.И. Владиславлев, позже ставший деканом историко-филологического факультета (тогда еще не было факультета психологии), а затем в 1887 году — ректором университета.

Санкт-Петербургский университет закончили и остались в нем преподавать И.М. Сеченов и И.П. Павлов, которые в значительной мере повлияли на развитие отечественной и мировой психологии. 6 декабря 1965 года было принято решение Министерства высшего и специального среднего образования РФ об организации факультета психологии (на базе отделения философского факультета). В 1966 году факультет психологии принял первых своих студентов. В состав факультета вошли кафедра педагогики и кафедра общей психологии этого отделения, а также две вновь образованные кафедры: эргономики и инженерной психологии и социальной психологии.

Концепция факультета была разработана и реализована в научной и учебно-методической работе под руководством академика Б.Г. Ананьева такими известными отечественными психологами и педагогами, как Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Е.С. Кузьмин, Н.В. Кузьмина, А.В. Ярмоленко, Н.А. Тих и другими. В основу этой концепции были заложены идеи об основных направлениях развития психологической науки и роли экспериментальной психологии, высказанные в свое время выдающимся русским ученым академиком В.М. Бехтеревым. Важную роль в деле формирования факультета как научного и учебного центра сыграла теоретическая концепция Б.Г. Ананьева, в которой была определена новая социальная роль психологии как формирующего центра человекознания, раскрыта суть человека как предмета познания, обоснована необходимость комплексного исследования как основного метода психологии.

В успешной реализации концепции университетского психологического образования существенную роль сыграл и опыт, накопленный кафедрой педагогики (образована в 1851 году), кафедрой общей психологии (образована в 1944 году), лабораторией индустриальной психологии (образована в 1959  году), лабораторией социальной психологии (образована в 1962 году). Эти лаборатории, первая из которых была создана Б.Ф. Ломовым, а вторая — Е.С. Кузьминым, заложили основы новых в нашей стране научных направлений: инженерной психологии и социальной психологии, во многом определивших дальнейшее развитие теории и практики современной отечественной психологической науки.

Становление современной психологии в нашей стране началось с развития отраслевых психологических дисциплин и формирования сферы практической психологии. Это были сначала инженерная, а затем социальная психология. Университетские психологические центры изначально оказались не только центрами академической психологии, но и центрами практической психологии как в научных исследованиях, так и в подготовке кадров. По мере накопления научного потенциала и «созревания» внешних условий расширялось поле психологических проблем, усложнялись практические задачи. Это, естественно, вызвало дифференциацию отдельных направлений и областей внутри психологической науки. Адекватным отражением этих процессов в системе подготовки специалистов-психологов явилось создание новых кафедр и специализаций. Выход психологии в новые области человеческого знания и практики отразился в факте создания в 1989 году кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности, в 1990 году кафедры политической психологии. Большое значение для развития факультета психологии имело создание в 1992 году кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности, в 1994 году — кафедры специальной психологии и кафедры медицинской психологии и психофизиологии. В 1997 году была образована кафедра психологии и педагогики профессионального и личностного развития, в 1998 году — кафедра психологии развития и дифференциальной психологии, в 2000 году — кафедра психологии поведения и превенции поведенческих аномалий, в 2003 году кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций, в 2004 году — кафедра онтопсихологии.

Со дня образования факультета его деканами были член-корреспондент АПН СССР Б.Ф. Ломов (1966–1968 годы); действительный член АПН СССР Б.Г. Ананьев (1968–1972 годы); член-корреспондент АПН СССР А.А. Бодалев (1972–1976 годы); профессор А.А. Крылов (1976–2002 годы). Л.А. Цветкова стала деканом в 2002 году. В 2010 году Л.А. Цветкова была переведена на должность проректора по обеспечению реализации образовательных программ по направлениям история, психология и философия. В феврале 2011-го года деканом факультета избрана А.В. Шаболтас.

В настоящее время факультет психологии является учебно-научным центром СПбГУ. В его задачу входит: осуществление базовой подготовки психологов для практической, научно-исследовательской и педагогической работы; повышение квалификации, переподготовка и подготовка кадров высшей научной квалификации; проведение исследований по основным магистральным направлениям современной психологии; координация исследовательских работ психолого-педагогического профиля по вузам России. Организация учебной деятельности на факультете строится на основе требований Государственного стандарта высшего профессионального образования, в учебных планах учтен опыт работы отечественных психологических центров, используется информация о работе зарубежных университетов, прежде всего Англии, США, Германии.

В 2019 году Международная аккредитация подтвердила высокий уровень преподавания психологии в СПбГУ.