Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей.

 

Научные интересы:

  • Клиническая психология развития
  • Психическое здоровье детей раннего возраста и их родителей
  • Взаимодействие и привязанность матери и младенца
  • Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития
  • Ранний опыт и последующее развитие человека
  • Раннее вмешательство для детей в семьях и домах ребенка

 

Экспертная деятельность:

  1. Член Межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, а также их семей, при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.
  2. Член Межведомственной рабочей группы Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей.
  3. Член Совета по Профилактике и Вмешательству Европейской Федерации Психологических Ассоциаций (European Federation of Psychologists Associations Board of Prevention and Intervention).
  4. Председатель диссертационного совета Д.212.232.22 по защите докторских и кандидатских диссертаций при СПбГУ по специальностям 19.00.04 – медицинская психология, 19.00.02 – психофизиология, 19.00.10 – коррекционная психология (психологические науки).
  5. Член диссертационного совета Д.212.232.42 по защите докторских и кандидатских диссертаций при СПбГУ по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология.

 

Читаемые курсы:

"Введение в клиническую психологию раннего возраста"

"Современные исследования в детской клинической психологии"

 

Основные публикации:

  1. Muhamedrahimov Rifkat J.; Agarkova Varvara V.; Vershinina Elena A.; Palmov Oleg I.; Nikoforova Natalia V.; Robert B. McCall and Groark Christina J. (2014). Behavior problems in children transferred from a socioemotionally depriving institution to St. Petersburg (Russian Federation) families // Infant Mental Health Journal. Volume: Issue: 2 Published: (3) 2014. DOI:10.1002/imhj.21435
  2. McCall, Robert B.; Groark, Christina J.; Fish, Larry; Muhamedrahimov Rifkat J.; et al. (2013). Maintaining a Social-Emotional Intervention and Its Benefits for Institutionalized Children //Child Development Volume: 84 Issue: 5 Pages: 1734-1749 Published: SEP 2013. DOI: 10.1111/cdev.12098
  3. Агаркова В.В., Мухамедрахимов Р.Ж. (2013). Характеристики поведения детей с ранним опытом институционализации // Вестн. С.-Петерб. ун-та, Сер. 12. 2013. Вып. 4. С. 99–108.
  4. Плетенёва М. В., Мухамедрахимов Р. Ж. (2013). Особенности взаимодействия детей раннего возраста с родителями в замещающих семьях// Вестн. С.-Петерб. ун-та, Сер. 12. 2013. Вып. 3. С. 22-31.
  5. Чернего Д.И., Мухамедрахимов Р. Ж. (2013). Динамика психического развития детей первого года жизни в связи с длительностью пребывания в учреждении // Вестн. С.-Петерб. ун-та, Сер. 12. 2013. Вып. 3. С. 52-60.
  6. Bakermans-Kranenburg, Marian J.; Bunkers, Kelley McCreery; Dobrova-Krol, Natasha A... Muhamedrahimov Rifkat J.; et al. (2012). The Development and Care of Institutionally Reared Children //Child Development Perspectives Volume: 6 Issue: 2 Pages: 174-180 Published: JUN 2012. DOI: 10.1111/j.1750-8606.2011.00231.x
  7. McCall, Robert B.; Groark, Christina J.; Fish, Larry; Muhamedrahimov Rifkat J.; Palmov Oleg I.; Nikoforova Natalia V. (2012). The role of transitions of new age groups in the development of institutionalized children//Infant Mental Health Journal Volume: 33 Issue: 4 Pages: 421-429 Published: JUL-AUG 2012. DOI: 10.1002/imhj.21329
  8. Hawk Brandi; McCall Robert B.; Groark Christina J.; Muhamedrahimov Rifkat J.; Palmov Oleg I.; Nikoforova Natalia V. (2012). Age at Adoption: A Measure of Time in the Orphanage or Child-Specific Factors? // Adoption Quarterly, Vol. 15, №1, 2012, P. 18-34 (ISSN 1092-6755)
  9. Bakermans-Kranenburg, Marian J.; Steele, Howard; Zeanah, Charles H. ... Muhamedrahimov Rifkat J.; et al. (2011) Attachment and emotional development in institutional care: characteristics and catch up//Monographs of the Society For Research in Child Development Volume: 76 Issue: 4 Pages: 62-91 Published: 2011. DOI: 10.1111/j.1540-5834.2011.00628.x
  10. Engle, Patrice L.; Groza, Victor K.; Groark, Christina J. ... Muhamedrahimov Rifkat J.; et al. The situation for children without parental care and strategies for policy change // Monographs of the Society For Research in Child Development Volume: 76 Issue: 4 Pages:190-222 Published: 2011. DOI: 10.1111/j.1540-5834.2011.00633.x
  11. Pleshkova, Natalia L; Muhamedrahimov, Rifkat J. (2010). Quality of attachment in St Petersburg (Russian Federation): A sample of family-reared infants // Clinical child psychology and psychiatry Volume: 15 Issue: 3 Pages: 355-62 Published: 2010-Jul. DOI: 10.1177/1359104510365453
  12. Bystrova, Ksenia; Ivanova, Valentina; Edhborg, Maigun ... Muhamedrahimov Rifkat J.; et al. (2009). Early Contact versus Separation: Effects on Mother-Infant Interaction One Year Later //Birth-Issues in Perinatal Care Volume: 36 Issue: 2 Pages: 97-109 Published: JUN 2009. DOI: 10.1111/j.1523-536X.2009.00307.x
  13. Команда исследователей домов ребенка: Санкт-Петербург, РФ – США (Мухамедрахимов Р.Ж., Никифорова Н.В., Пальмов О.И., Гроарк К.Я., Мак Колл Р.Б.) (2009). Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка // Пер. с англ. под науч. ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009, 296с.
  14. Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития (2008) // Коллективная монография под ред. Мухамедрахимова Р.Ж. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2008, 311c.
  15. The St. Petersburg-USA Ophanage Research Team (The team of authors listed in alphabetical order by country and individual: Muhamedrahimov R.J., Nikiforova N.V., Palmov O.I., Groark C.J. & McCall R.B.) (2008). The Effects of Early Social-Emotional and Relationship Experience on the Development of Young Orphanage Children// Monographs of the Society for Research in Child Development, 2008, Serial № 291, Vol. 73, №3. Boston, Massachusetts: Wiley-Blackwell, 297p.
  16. Muhamedrahimov, RJ; Nikoforova, NV; Palmov, OI; et al. (2005). Characteristics of children, caregivers, and orphanages for young children in St. Petersburg, Russian Federation //Journal of Applied Developmental Psychology Volume: 26 Issue: 5 Pages: 477-506Published: SEP-OCT 2005. DOI: 10.1016/j.appdev.2005.06.002
  17. Groark, CJ; Muhamedrahimov, RJ; Palmov, OI; et al. (2005). Improvements in early care in Russian orphanages and their relationship to observed behaviors //Infant Mental Health Journal Volume: 26 Issue: 2 Pages: 96-109 Published: MAR-APR 2005. DOI: 10.1002/imhj.20041
  18. Muhamedrahimov, RJ; Palmov, OI; Nikiforova, NV; et al. (2004). Institution-based early intervention program // Infant Mental Health Journal Volume: 25 Issue: 5 Pages: 488-501 Published: SEP-OCT 2004. DOI: 10.1002/imhj.20021
  19. Muhamedrahimov, RJ; Palmov, OI; Nikiforova, NV; et al. (2000). Early intervention program in a St. Petersburg's baby home //Infant Mental Health Journal Volume: 21 Issue: 4-5 Pages: 283 Published: SEP-OCT 2000.
  20. Muhamedrahimov Rifkat J. (2000). New attitude: infant care facilities in Saint-Petersburg (Russia)// WAIMH Handbook of Infant Mental Health. Vol. One: Perspectives on infant mental health. Ed. by J.D. Osofsky & H.E. Fitzgerald. N. Y.: John Wiley & Sons. 2000. Р. 245-294.
  21. Мухамедрахимов Р.Ж. (1999). Мать и младенец: психологическое взаимодействие. С.-Петербург: Издательство С.-Петербургского Университета. 1999. 288 с.
  22. Мухамедрахимов Р.Ж. (1998). Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска // Вопросы психологии. 1998. №2. С.19-31. (Mukhamedrakhimov, R . Interaction and attachment between mother and infant in risk groups//Voprosy Psikhologii Issue: 2 Pages: 19-31 Published: MAR-APR 1998).
  23. Мухамедрахимов Р.Ж. (1997). Игротека для детей: опыт русско-шведского сотрудничества //Вопросы психологии. 1997. №4. С.13-20. (Mukhamedrakhimov, R . The experience of municipal play-room usage// Voprosy Psikhologii Issue: 4 Pages: 13-20 Published: JUL-AUG 1997).
  24. Мухамедрахимов Р.Ж. (1994). Формы взаимодействия матери и младенца// Вопросы психологи. 1994. № 6. С. 16-25. (Muhamedrakhimov, R . Mother-child interaction//Voprosy Psikhologii Issue: 6 Pages: 16-25 Published: NOV-DEC 1994).

Руководство диссертационными исследованиями:

  • Борковская О.Л. Тема: "Особенности взаимодействия матерей и детей раннего возраста в связи с психологическими характеристиками матерей"", специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология. Защищена 16.06.2010 на заседании диссертационного совета Д.212.232.42.
  • Плешкова Н.Л. Тема: "Особенности привязанности у детей раннего возраста"", специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология. Защищена 19.05.2010 на заседании диссертационного совета Д.212.232.42.
  • Аринцина И.А. Тема"Псхическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности", специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология. Защищена 21.04.2010 на заседании диссертационного совета Д.212.232.42.
  • Иванова В.Ю. Тема: "Особенности взаимодействия персонала домов ребенка с детьми младенческого и раннего возраста"", специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология. Защищена 14.11.2007 на заседании диссертационного совета Д.212.232.42.
  • Конькова М.Ю. Тема: "Выражение эмоций на лицах детей раннего возраста в домах ребенка в ситуации диадных отношений"", специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология. Защищена 18.10.2006 на заседании диссертационного совета Д.212.232.42.
  • Искра Н.Н. Тема: "Распознавание эмоций на лицах детей раннего возраста", специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология. Защищена 18.10.2006 на заседании диссертационного совета Д.212.232.42.
  • Пальмов О.И. Тема: "Психическое развитие детей с синдромом Дауна в процессе раннего вмешательства", специальность 19.00.04 – медицинская психология. Защищена 16.06.2006 на заседании диссертационного совета Д.212.232.22.
  • Аникина В.О. Тема: "Психологические характеристики женщин, взаимодействующих с детьми младенческого и раннего возраста в домах ребенка", специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология. Защищена 15.09.2004 на заседании диссертационного совета Д.212.232.42.

Научные проекты:

  1. 2014-2016гг. «Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка» (мега-грант Правительства РФ; поддержано решением Совета по грантам Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. о государственной поддержке научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования; грант №14.Z50.31.0027, ведущий ученый – Е.Л. Григоренко, Йельский университет, США; образовательной учреждение - Санкт-Петербургский государственный университет).
  2. 2014-2016гг. «Комплексное психофизиологическое изучение слуховой пространственной ориентации у детей младенческого и раннего возраста» (фундаментальное научное исследование совместно с лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, руководитель лаборатории – Н.И. Никитин. НИР из средств гранта РГНФ № 14-06-00713; шифр в ИАС СПбГУ № 8.16.577.2014). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
  3. 2013г. Организация и проведение международной научной конференции “Раннее вмешательство и психическое здоровье детей: от учреждения к семейному окружению” (грант РГНФ № 13-06-14040, 8 130600 140409). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
  4. 2011г. «Биологические и психологические основы слухового восприятия пространства у детей в раннем возрасте» (фундаментальное научное исследование совместно с лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, руководитель лаборатории – Н.И. Никитин. НИР из средств внебюджетного финансирования СПбГУ, шифр 8.23.1226.2011). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
  5. 2011-2013гг. «Биомедицинские, психологические и социальные основы здоровья человека на ранних этапах развития» (фундаментальное научное исследование совместно с биологическим факультетом и факультетом социологии; НИР из средств СПбГУ, шифр: 0.37.116.2011, руководитель проекта – проф. Краснощекова Е.И.). Научный руководитель работ со стороны факультета психологии.
  6. 2007-2012гг. Российско-американский научный проект “Долговременное влияние опыта ранних социально-эмоциональных отношений у детей из домов ребенка” (“Long-Term Effects of Early Social-Emotional-Relationship Experience in Post-Institutionalized Children”). Грант №HD 050212 Национального Института Детского Здоровья и Человеческого Развития США (National Institute of Child Health and Human Development of the U.S. Public Health Service). Научный руководитель с российской стороны.
  7. 2007-2008гг. «Обучение персонала и изменение социального окружения детей в доме ребенка» (”Improving the Caregiving Environments in Baby Home 3”). Грант от организации “International Assistant Group of Pittsburg”, USA (Larisa Mason, President, Executive Director). Научный руководитель с российской стороны.
  8. 2005г. Особенности психологического взаимодействия детей раннего возраста, оперированных в новорожденности, и их матерей. Грант РГНФ № 05-06-06539а. Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
  9. 2000-2005гг. Российско-американский научный проект «Влияние изменения социального окружения на развитие детей в домах ребенка» (“Effects of Improving Caregiving on Early Mental Health”). Грант №5R01HD39017-03 Национального Института Детского Здоровья и Человеческого Развития США (National Institute of Child Health and Human Development of the U.S. Public Health Service). Научный руководитель с российской стороны.

 

Членство в профессиональных организациях:

  1. Член Всемирной Ассоциации Психического Здоровья Младенцев (World Association for Infant Mental Health).
  2. Член Международного Общества Раннего Вмешательства (International Society on Early Intervention).
  3. Член общественной организации "Санкт-Петербургское психологическое общество" - регионального отделения Российского психологического общества.

Награды:

Почетная грамота Министерства образования РФ. Приказ от 30 ноября 2001 г. № 115/23-03. Первый заместитель Министра А.Ф. Кисилев.

Почетная грамота Министерства образования и науки РФ. Приказ от 03 ноября 2009 г. № 1472/к-н. Заместитель Министра В. Фридлянов.