Костромина С Н

Костромина Светлана Николаевна

Заведующая кафедрой психологии личности
Профессор кафедры психологии личности,
И.о. декана Факультета психологии (с апреля 2024)
Доктор психологических наук, профессор

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Личный профиль в системе PURE


Образование

  • 1992-1996 гг. — аспирантура Московского государственного педагогического университета им. М.А. Шолохова (научная специальность 19.00.01. – Общая психология, история психологии);
  • 1997 г. — защита диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук «Исследование процесса постановки психологического диагноза практическим психологом» (специальность 19.00.01 – Общая психология, история психологии, психология личности);
  • 2008 г. — защита докторской диссертации «Структурно-функциональная организация психодиагностической деятельности специалистов образования» (диссовет 212.232.39 на базе СПбГУ, факультета психологии по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология).

Дополнительное образование:

  • Сертифицированный психолог-консультант в области позитивной психотерапии (Wiesbaden Postgraduate Center for Psychotherapy and Family Therapy – WIPF, Германская ассоциация позитивной психотерапии, Международный центр Позитивной психотерапии, Транскультурная семейной терапии и психосоматической медицины (рег.№ 0050599));
  • Сертифицированный психолог-консультант в области психодинамического консультирования (рег. № 137);
  • Европейский сертификат в области психологии «EuroPsy» (рег. № RU-008483-201412) European Federation of Psychologists’ Associations (EFPA).

Научные интересы:

  • Современная психодиагностика личности
  • Процессуальный подход в психологии личности
  • Психология самоорганизации и самоизменения личности
  • Личность в контексте повседневности
  • «Цифровая» личность

Читаемые курсы:

  • Психология личности
  • Психология выбора и принятия решений в ситуации неопределенности
  • Методологические и теоретические проблемы психологии личности
  • Психология личности: самопроцессы и самоизменения

Основные публикации:

  1. Костромина С.Н., Гришина Н.В. Процессуальный подход в психологии личности // Научные подходы в современной отечественной психологии. Коллективная монография. / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская. М.: ИП РАН, 2022
  2. Психология человека от рождения до смерти (учебник для студентов и специалистов в области гуманитарных наук) /Под ред. А.А. Реана. М. Изд-во: АСТ, 2015 (2001, 2002).
  3. Нейронаука, психология и образование: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований // Психологический журнал. 2015. Т. 36. - № 4. С. 61-70 (10/8 с.). (в соавт.)
  4. Исследовательский потенциал студентов (монография) / Под ред. Н.В.Бордовской. М., Изд-во: Кнорус. 2015. 264 с.
  5. Психологические основы самоорганизации учебной деятельности (монография). LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 148 с. (в соавт.)
  6. Справочник школьного психолога. М., 2012.
  7. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку М., 2008.
  8. Психология диагностической деятельности в образовании (монография) М.-СПб., 2008
  9. Психология подростка / Под ред. Реана А.А. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 (2-е изд. - 2008).
  10. Современная психодиагностика: система основных понятий. СПб.: СПбГУ, 2006.
  11. Психология детства. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей (практикум)/ Под ред. А.А. Реана. СПб., прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  12. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., «Ось-89», 1997. 224 с. (в соавт.).

Научная деятельность, гранты:

  • Когнитивная нейробиология процессов научения и восприятия языка: 2023 г. этап 2. НИР ГЗ
  • Комплементарная модель самодетерминации личности: теоретические основания, диагностический инструментарий, практика внедрения. 2022-2023 РНФ № 22-28-00460 (руководитель)
  • Динамическая устойчивость личности в пространстве социокультурной неопределенности. 2022-2023 РНФ № 22 – 18-00140 (исполнитель)
  • Нейробиология процессов научения и восприятия языка (Грант Правительства РФ для привлечения ведущих ученых 2017-2019 (8.34.4.2017)) (исполнитель)
  • Нейрофизиологические механизмы сложных видов умственной деятельности у студентов 2014-2016 (Грант РГНФ 14-06-00521) (8.16.407.2014) (руководитель)
  • Зимняя психологическая школа молодых ученых СПбГУ 2015 (Грант РФФИ 15-36-10006 мол_г) (8.15.101.2015) (руководитель)
  • Психофизиологические и нейрофизиологические индикаторы экзаменационного стресса у школьников. Совместный международный проект с Лабораторией Apprentissage Didactique, Evaluation, Formation, EA 4671 Государственного Университета Экс-Марсель (Aix-Marseille University) 2015 (8.42.1418.2015) (руководитель)
  • Социокультурные детерминанты телесного образа Я в детском и подростковом возрасте 2013-2015 (РГНФ № 13-06-00131, 8.16.581.2013) (исполнитель)
  • Исследовательский потенциал студента 2011-2013 (Прикладные НИР, выполняемые СПбГУ, 8.38.169.2011) (исполнитель)
  • Стили общения школьников с нарушениями интеллекта 2010-2012 (Грант РГНФ 10-06-00058а (8.16.487.2010)) (исполнитель)
  • Психология образовательной среды (Прикладные НИР, выполняемые СПбГУ, 8.1.29.2009) (исполнитель)

Дополнительная информация:

  • Президент Санкт-Петербургского Психологического Общества, председатель регионального отделения Российского Психологического Общества
  • Член Ученого Совета СПбГУ
  • Член редакционной коллегии Вестник СПбГУ и Вестник Московского университета, Вестник Южно-Уральского университета
  • Научный руководитель ежегодного форума для студентов и молодых ученых «Зимняя психологическая школа» СПбГУ (2009-2016)
  • Член экспертного совета комитета Госдумы по образованию
  • Член ФУМО по направлению «Психология»
  • Член экспертного совета ВАК по педагогике и психологии
  • Член экспертного совета Комитета образования Санкт-Петербурга по приоритетному нацпроекту «Образование» (эксперт образовательной деятельности школ, член жюри городского конкурса «Лучший психолог в сфере образования»)
  • Член коллегии рецензентов «Ежегодника психодиагностического инструментария»
  • Научный руководитель образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура) по направлению «Психология»
  • Член жюри, методической и апелляционной комиссиях Открытой олимпиады Санкт-Петербургского государственного университета среди студентов и молодых специалистов «Petropolitan Science (Re)Search»

Награды

  • Победитель в конкурсе научных работ им. Б.Г. Ананьева (2008)
  • Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (2011? 2020)
  • Победитель конкурса СПбГУ «Лучшая учебно-методическая работа» за он-лайн курс «Психология» в составе авторского коллектива (2022)

Интервью журналу "Санкт-Петербургский университет"