Печать

Четвертый номер «Вестник СПбГУ. Психология» в 2023 году

Журнал «Вестник СПбГУ. Психология» — периодическое издание, ориентированное на широкую тематику психологического содержания. Тематическое разнообразие его публикаций отражает широкий диапазон проблем, с изучением которых работает современная психология. Приглашаем коллег к сотрудничеству!

Предлагаем вниманию всех интересующихся психологией очередной выпуск журнала «Вестника СПбГУ. Психология» .
Со статьями номеров можно познакомиться на сайте журнала.
Обращаем внимание, что доступны полные тексты опубликованных статей.


Содержание номера:

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Заключительный номер журнала «Вестник СПбГУ. Психология» за 2023 г. содержит статьи по самой разнообразной проблематике и отражает широкую палитру исследований в современной психологической науке.

В открывающей четвертый номер журнала статье Д. А. Хорошилова «Индивидуализация и психологизация современного общества как факторы ослабления социальных связей» предлагается оригинальный взгляд на развитие психологической науки и практики и ее широкое проникновение в повседневность современного общества. По мнению автора, эти процессы связаны с контекстом и противоречиями времени модернизма и отражают тенденцию психологизации общества. Под этим понимается не просто растущий в обществе интерес к психологическим практикам, психологии саморазвития, самореализации и т. д., но тенденция к их доминированию в личностной направленности человека, его фиксации на собственном внутреннем мире. Это рождает «психологизированный» взгляд на мир, когда реальность и существующие проблемы объясняются с помощью психологических понятий и представлений. «Психологизация» общества, о которой пишет Хорошилов, по его мнению, усиливает и индивидуализацию общества, которая, обеспечивая свободу самовыражения индивида, в то же время несет в себе опасность ослабления социальных связей. Предлагаемый автором взгляд на место психологии в ментальности современного человека побуждает задуматься о социальной ответственности профессионального психологического сообщества, что особенно важно сегодня, когда ведутся оживленные дискуссии о профессиональной деятельности психологов, требованиях к их подготовке, компетентности и этике.

Следующая статья выпуска — «Исследование субъектных и личностных характеристик в русле системно-субъектного подхода» Н. С. Павловой — посвящена категории субъекта и субъектному подходу. Данная тематика не сходит с повестки дня отечественной психологии, что свидетельствует о ее актуальности и эвристическом потенциале. В статье прослеживается развитие представлений о субъекте в трудах С.Л.Рубинштейна, которые обозначаются как субъектно-деятельностный подход, их осмысление и продолжение в работах А.В.Брушлинского и далее в работах Е. А. Сергиенко, представляющих системно-субъектный подход. По мнению автора, последний является новым витком в развитии психологии субъекта как самостоятельной области отечественной психологической науки. Статья Павловой позволяет читателям получить целостное представление об истории развития идей, связанных с категорией субъекта, и современном состоянии разработки данной тематики.

Статья Н. А. Рудновой и Д. С. Корниенко «Контекстуальный подход к описанию характеристик темперамента дошкольника: роль образовательной среды» представляет собой обзор исследований, отражающих влияние средовых параметров на проявление темпераментальных особенностей детей. Традиционно эти особенности относятся к индивидным свойствам, и их проявление рассматривается с точки зрения свойств нервной системы и психофизиологических показателей развития ребенка. В своей работе авторы акцентируют внимание на характеристиках взаимодействия детей с окружающей социальной средой, в частности с образовательной. Для современной психологии характерен критический подход к деконтекстуализированности проводимых исследований, к описанию психологической феноменологии вне контекста ее возникновения и проявления. В этой связи статья Н. А. Рудновой и Д. С. Корниенко позволяет оценить возможности учета контекстуальных факторов в описании классических психологических феноменов.

Раздел эмпирических и экспериментальных исследований открывает коллективная статья Е. Ю. Коржовой, П. Цинь, Е. К. Веселовой и М. Я. Дворецкой «Структура базовых жизненных ориентаций: этнокультурный аспект (на примере китайской версии Опросника субъект-объектных ориентаций)». В статье описывается опыт адаптации опросника на китайском языке и проведенное с помощью этого инструмента исследование. В результате адаптации опросника в китайскоязычную версию его первоначальный вариант претерпел существенные изменения, соответствующие своеобразию культуры Китая. Полученные данные позволили описать характерные для нее базовые жизненные ориентации — смелость, чтобы бросать вызов трудностям, стремление к внутренней гармонии, ясность цели в жизни. Сравнение с ними результатов исследования базовых ориентаций российской молодежи позволяет увидеть и лучше оценить их особенности.

В следующей публикации — работе Л. А. Головей и О. С. Галашевой «Роль социальной поддержки и жизнестойкости в социально-психологической адаптации юношей и девушек» — рассматривается роль ресурсов социальной среды (ситуационных факторов) и внутренних ресурсов (личностных факторов) в успешности социально-психологической адаптации подростков. В проведенном авторами эмпирическом исследовании выявлены гендерные различия в структуре показателей социально-психологической адаптации, а также показано, что ряд компонентов социальной поддержки и жизнестойкости могут рассматриваться в качестве предикторов успешности этой адаптации.

Статья В. Р. Орестовой и С. Е. Золотаревой «Особенности субъективного благополучия и стратегий совладания у женщин в периоды мягкой и жесткой социальной транзитивности» посвящена влиянию социального контекста существования, который описывается с точки зрения состояния изменчивости, неустойчивости, турбулентности, часто обозначаемого как транзитивность. Транзитивность может иметь разную степень выраженности, как и восприятие людьми своей жизненной ситуации, при этом именно субъективная оценка жизненных обстоятельств и условий оказывается, как показано во многих исследованиях, решающей в совладании с трудностями жизни. Результаты, полученные авторами в проведенном ими эмпирическом исследовании, подтверждают это. При этом им удалось показать связь феноменологии переживания человеком социальной транзитивности со степенью ее выраженности — жесткости или мягкости ситуации.

Следующая публикация номера, статья М. И. Левинцовой и Н. Л. Плешковой «Взаимосвязь представлений о детском опыте и характеристик переживания стыда у взрослых», посвящена теме, внимание к которой не ослабевает на протяжении всей истории психологии, — теме влияния раннего опыта на психологические особенности взрослых людей. Для исследования в рамках данной тематики авторы выбрали проблему переживания стыда взрослыми людьми. Феномен стыда часто становится предметом обсуждения в гуманитарной литературе, в том числе из-за его социокультурных оснований. Нередко отмечается неоднозначное влияние стыда на социальное поведение человека, что иногда становится результатом смешения понятий стыда и вины, которые, как считается, приводят к разным переживаниям: чувство вины способно активировать, тогда как стыд оказывает тормозящее влияние. На основании результатов своего исследования авторы приводят данные, свидетельствующие о том, что неблагоприятный детский опыт может способствовать развитию посттравматического стресса как ответа на ситуации переживания стыда. В свою очередь, это порождает реакцию избегания социального взаимодействия из-за недоверия к социальной поддержке.

В коллективной статье В. И. Сорокина, Л. А. Даринской и Л. И. Молодцовой «Особенности творческого воображения слабовидящих детей младшего школьного возраста» обсуждается вопрос о характере влияния нарушений зрения на формирование воображения у детей. Несмотря на очевидную значимость данной темы, ответ на этот вопрос неоднозначен и могут быть высказаны аргументы как в пользу негативного характера этого влияния, так и, напротив, в пользу своего рода стимулирующего влияния ограничений зрения на развитие воображения у детей. В эмпирическом исследовании, проведенном авторами, сравнивались различные характеристики воображения слабовидящих и нормально видящих детей. Полученные данные свидетельствуют скорее о негативном влиянии нарушений зрения на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста. Важным позитивным результатом проведенного исследования стало подтверждение наличия потенциальных возможностей развития воображения у детей, которое было выявлено в процессе коррекционно-развивающего эксперимента.

Следующая статья выпуска также написана коллективом авторов — В. А. Гершковичем, Р. В. Тихоновым, Е. Е. Быстровой и О. В. Львовой. Она названа «Влияние конфабуляций о причинах сделанного выбора на формирование ложных воспоминаний». В исследованиях, посвященных когнитивным феноменам, не последнее место занимает тема ложных воспоминаний, их природы и законов возникновения. В частности, как отмечается в статье, обнаружено, что после обоснования выбора, который человек на самом деле не совершал, он склонен изменять свои воспоминания, «подгоняя» их под выдвинутые им обоснования. В своем исследовании авторы статьи сопоставляют два объяснения эффекта мнемического последействия слепоты к выбору — объяснения с точки зрения феномена когнитивного диссонанса и с точки зрения эффектов недавности и вербализации. Для проведения сравнения авторы использовали экспериментальную процедуру, в соответствии с которой участники эксперимента давали оценки стимульным объектам, затем обосновывали эти оценки, в одних случаях считая это собственным выбором, в других — выбором партнера, и т. д. Разработанная схема эксперимента обеспечивала возможность проверки проявления эффекта искажения воспоминаний в разных экспериментальных условиях.

Заключительная статья номера — «Взаимосвязь ранних дезадаптивных схем и дисфункциональных режимов их функционирования с общественной опасностью лиц, признанных невменяемыми» Е. Д. Сургутского и Г. А. Вартанян — посвящена психологическим факторам, которые могут рассматриваться как потенциальные предпосылки развития последующих нарушений поведения и, в частности, связаны со степенью общественной опасности лиц, признанных невменяемыми. Полученные в результате эмпирического исследования данные подтверждают связи между особенностями ранних дезадаптивных схем, в том числе недостаточно развитым самоконтролем, и установленной степенью общественной опасности. В статье отмечается необходимость включения в практику оценки общественно опасного поведения психологического обследования, которое должно дополнять психиатрическую оценку.

Четвертый номер журнала «Вестник СПбГУ. Психология» является последним выпуском 2023 г. Но редакция уже готовится к новым выпускам журнала в следующем году. Надеемся на внимание наших читателей и приглашаем авторов к публикации своих оригинальных идей и исследований.

Подробнее с номером можно ознакомиться по ссылке

 

Ранее по теме:
Третий номер «Вестника СПбГУ. Психология» в 2023 году
Выпуски «Вестника СПбГУ. Психология» в 2023 году