Печать

Выпуски «Вестника СПбГУ. Психология» в 2023 году

Журнал «Вестник СПбГУ. Психология» — периодическое издание, ориентированное на широкую тематику психологического содержания. Тематическое разнообразие его публикаций отражает широкий диапазон проблем, с изучением которых работает современная психология. Приглашаем коллег к сотрудничеству!

Предлагаем вниманию всех интересующихся психологией два выпуска журнала «Вестника СПбГУ. Психология» .
Со статьями номеров можно познакомиться на сайте журнала.
Обращаем внимание, что доступны полные тексты опубликованных статей.

Содержание номера: К юбилею исследования социальной психологии в Санкт-Петербургском университете

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

  • Марцинковская Т. Д., Хорошилов Д. А. Психология социального познания: перспективы развития в изменяющемся обществе

ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Личностные характеристики и психологическая саморегуляция студентов онлайн и офлайн: некоторые особенности цифровой̆ социальности
  • Шамионов Р. М., Суздальцев Н.В., Бочарова Е.Е., Акаемова Ю.А. Роль ценностей̆ и вовлеченности молодежи в различные формы активности в предпочтении онлайн/офлайн-среды
  • Казнина Э.Ю., Коржова Е.Ю. Особенности представлений о совести и жизненные ценности двух поколений (на примере России и Грузии)
  • Емешкина Д.С., Марарица Л.В. Гендерно-ролевые установки как фактор субъективной̆ карьерной̆ успешности женщин
  • Гунделах О.Е., Гуриева С.Д., Казанцева Т.В., Марарица Л.В. Методика оценки структурных гендерных барьеров в организации: разработка и оценка психометрических свойств
  • Redlich A., Gurieva S. D. Construction of instrument for identifying conflict in working team

Предисловие

Первый выпуск журнала «Вестник СПбГУ. Психология» за 2023 г. посвящен проблемам социальной психологии. Она относится к фундаментальным областям психологии, из которых, наряду с общей и клинической психологией, выросла вся психологическая наука. Современная социальная психология дала начало многочисленным направлениям психологической практики — из нее вышли организационная и политическая психология, практика тренинга, работы в области обучения и подготовки лидеров современного бизнеса и политической элиты страны и многое другое.

Номер открывается статьей представителей московской психологической школы социальной психологии Т.Д. Марцинковской и Д.А. Хорошилова «Психология социального познания: перспективы развития в изменяющемся обществе». Тема социального познания неразрывно связана с работами Г.М. Андреевой, в которых оно рассматривается как аффективный и когнитивный процесс конструирования образа социального мира в индивидуальном и общественном сознании. В статье обобщены результаты многолетних теоретических и эмпирических исследований феноменологии и механизмов социального познания в условиях текучей современности, социальной неопределенности и транзитивности. Авторы статьи предлагают трансдисциплинарную концепцию социального познания, в рамках которой интегрируются принципы культурно-деятельностной психологии и социального конструкционизма, а также теорий социальных представлений и коллективных переживаний. Принципиальной новизной отличаются вводимые в статье понятия социальной психологии повседневности, эстетической парадигмы, прекарности. Статья Т.Д. Марцинковской и Д.А. Хорошилова предлагает новые направления для развития социальной психологии, но представляет несомненный интерес и для ученых, работающих в других областях психологической науки.

Основное содержание номера составляют статьи, описывающие эмпирические исследования. Статья Г.У. Солдатовой и Е.И. Рассказовой «Личностные характеристики и психологическая саморегуляция студентов онлайн и офлайн: некоторые особенности цифровой социальности» посвящена относительно новому направлению социально-психологических исследований, которое интенсивно развивается в последние годы. Само понятие цифровой социальности отражает появление новой социально-психологической феноменологии. Участниками проведенного авторами исследования стали студенты, которые заполняли ряд опросников, в том числе отмечая, где чаще проявляются некоторые психологические особенности — онлайн или офлайн. Сравнение психологических проявлений онлайн и офлайн позволило получить ряд интересных данных, раскрывающих особенности и психологические факторы пользовательской активности молодежи в интернете.

Следующая статья номера — коллективная работа Р.М. Шамионова, Н.В. Суздальцева, Е.Е. Бочаровой и Ю.А. Акаемовой «Роль ценностей и вовлеченности молодежи в различные формы активности в предпочтении онлайн/офлайн-среды» — также посвящена тематике онлайн- и офлайн-среды. Название статьи отражает основную цель исследования авторов — выявить, какую роль играют ценности и формы социальной активности молодежи в предпочитаемом выборе онлайн- или офлайн-среды. В результате исследования, в котором были использованы батарея методик и современные методы математико-статистической обработки данных, авторы выявили ценностные предпочтения молодежи, в частности влияние традиционных ценностей и конформизма на предпочтение офлайн-среды. Интересно, что склонность молодых людей к тем или иным видам досуговой активности также влияет на степень их включенности в онлайн-среду. Полученные данные могут быть использованы при разработке мероприятий в области молодежной политики.

Несомненный интерес читателей вызовет и следующая статья номера — «Особенности представлений о совести и жизненные ценности двух поколений (на примере России и Грузии)» Э.Ю. Казнина и Е.Ю. Коржова. Нравственные ценности, несмотря на их очевидную значимость в регуляции активности человека и их влияние на смысложизненные ориентации, психологическое благополучие и другие психологические феномены, нечасто становятся предметом эмпирических исследований. Авторы статьи анализируют процесс передачи ценностей от поколения к поколению в контексте этнокультурных различий. Одним из результатов их исследования стал вывод о том, что, несмотря на выявленные различия, для представителей обеих культур характерна высокая оценка совести как истинно человеческого качества, выполняющего роль нравственного камертона.

В двух следующих статьях затрагивается гендерная тематика.

  • Статья номера — «Установки о гендерных ролях как фактор субъективной карьерной успешности женщин» Д.С. Емешкиной и Л.В. Марарицы. Под установками женщин в отношении гендерных ролей в организационном контексте авторы понимают вовлеченность женщин в профессиональную деятельность и карьеру, принятие ими решений относительно своей карьеры и формирования карьерного пути. В центре их внимания — связь имплицитных и эксплицитных установок по отношению к гендерным ролям и субъективной карьерной успешности женщин и механизмы, опосредующие эту связь. По результатам проведенного авторами эмпирического исследования было установлено, что механизмом связи установок по отношению к гендерным ролям и субъективной карьерной успешности, удовлетворенности карьерой является планирование карьеры.

  • Коллективная статья О.Е. Гунделах, С.Д. Гуриевой, Т.В. Казанцевой и Л.В. Марарицы «Методика оценки структурных гендерных барьеров в организации: разработка и оценка психометрических свойств» посвящена разработке и апробации психологической методики, направленной на оценку гендерного неравенства (гендерной асимметрии) в организации. Гендерная сегрегация в организациях остается распространенным явлением и проявляется в замедленных темпах и ограничениях карьерного продвижения женщин, в различиях заработной платы мужского и женского персонала и др. Для описания структурных гендерных барьеров авторы используют принятые в зарубежной психологии метафоры «стеклянных» феноменов: «стеклянный потолок», «стеклянные стены», «стеклянная коробка» и др. В отечественной психологии, по сравнению с зарубежной практикой, ощущается явный дефицит исследований и эмпирических данных, что не в последнюю очередь связано с отсутствием измерительного инструментария. Тем большего внимания заслуживает предпринятая авторами попытка создания методики.

Авторы следующей статьи — А. Редлих, коллега из Гамбургского университета, и С.Д. Гуриева, представитель СПбГУ — вновь обращаются к социально-психологическим проблемам организационного контекста. Их статья («Construction of instrument for identifying conflict in working groups») посвящена коммуникациям в рабочих группах. В соответствии с предположением авторов, различия в стилях коммуникации членов команд потенциально способны вызывать напряжение, которое может иметь как конструктивный и стимулирующий для развития групп эффект, так и вести к росту напряженности и конфликтам. Свою задачу авторы видели в создании эффективного инструмента оценки различных стилей общения в команде, пригодного для использования в больших группах. По мнению Редлиха и Гуриевой, разработанная ими методика может применяться не только в исследовательских и диагностических целях, но и как основа для практической работы по оптимизации деятельности групп.

Разнообразие тем и проблем, затронутых публикациями номера, отражает направления работы современных социальных психологов. 2022–2023 — годы юбилейных дат для отечественной социальной психологии. В 2022 г. исполнилось 60 лет со дня открытия в Санкт-Петербургском университете лаборатории социальной психологии и 50 лет со дня открытия кафедры социальной психологии в Московском государственном университете. В 2023 г. свой 55-летний юбилей отмечает и кафедра социальной психологии Санкт-Петербургского университета. За прошедшие десятилетия социальная психология превратилась в одно из самых важных направлений в современной психологической науке и практике. В фокусе ее внимания — отношения человека с окружающим миром, социальное поведение людей, их повседневная жизнь, процессы социального познания. Очевидная значимость данной тематики обеспечивает социальной психологии статус фундаментального знания в современной психологической науке.

Поздравляем социальных психологов со славными датами их истории!

Подробнее с номером можно ознакомиться по ссылке


Содержание номера:

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ

  • Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д. Голубицкая Д.И., Кузьмина М.Г. Стереотип-зависимая беспомощность: постановка проблемы

ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Лунева П.Д., Абабков В.А. Копинг-стратегии при социальных фобиях
  • Клементьева М.В. Российская версия шкалы оценки формирующейся взрослости (IDEA-R): особенности развития студентов
  • Панкратова А.А., Николаева М.Е. Русскоязычная адаптация опросника ProQOL (Professional Quality of Life) Б. Стамм
  • Трошихина Е Г., Данилова М.В. Мать и дочь: взаимосвязь психологического благополучия и родительских установок в разные периоды взрослости
  • Родионов Г.А., Зиновьева Е.В. Опыт переживания трансгендерного перехода
  • Стародубцев А.С., Сладкоштиева А.В., Землянов А.А. Автоматизм или стратегический контроль? Взаимодействие эффектов последействия и пропорции в методике Струпа
  • Горбунов И.А., Куприкова М.В. Факторы когнитивной сложности тестовых вопросов в психофизиологических исследованиях
  • Кашапов М.М., Лукина А.С., Махновец С.Н. Структурно-уровневая организация конфликтной компетентности в профессиональной деятельности руководителя

Предисловие

Во втором номере журнала «Вестник СПбГУ. Психология» представлены статьи по разнообразным исследованиям в современной психологии. Открывается выпуск двумя статьями, описывающими социокультурные факторы возникновения психологической феноменологии.

Коллективная статья группы петербургских исследователей О.Ю. Стрижицкой, М.Д. Петраш, Д.И. Голубицкой и М.Г. Кузьминой «Стереотип-зависимая беспомощность: постановка проблемы» посвящена феномену, который описывается авторами на основе их исследований в области психологии старения. Предложенное ими понятие стереотип-зависимой беспомощности обозначает механизм формирования беспомощности у людей старших возрастов под влиянием распространенных в обыденном сознании стереотипов об ограниченных возможностях пожилого возраста. Несмотря на увеличение продолжительности жизни, успехи медицины и социальные меры, направленные на поддержание уровня и качества жизни лиц старшего возраста, стереотипы о неизбежности снижения активности, истощении физических и интеллектуальных ресурсов и связанных с этим личностных изменениях в старших возрастах сохраняют свою устойчивость в обыденном сознании, фактически выступая в качестве фактора формирования социально навязанной беспомощности у пожилых людей. Очевидна практическая значимость работ в этом направлении, при этом описанный авторами феномен вносит несомненный вклад и в развитие теоретических представлений в области психологии старения.

Статья П.Д. Луневой и В.А. Абабкова «Копинг-поведение при социальных фобиях» также посвящена влиянию социальных факторов на психологическую феноменологию. Авторы справедливо указывают на широкое распространение социальных фобий, которые, однако, нечасто становятся предметом обращения за психологической помощью. В статье приводятся результаты эмпирического исследования, которые говорят о том, что при повышенном уровне социальной тревожности, позволяющем утверждать наличие социальной фобии, усиливается тенденция к использованию дезадаптивных копинг-стратегий. Нетрудно предположить, что использование этих стратегий, в частности стратегии избегания, в свою очередь может способствовать росту социальной тревожности, образуя замкнутый круг нарастающих психологических проблем.

Следующие две публикации представляют результаты адаптации зарубежных психологических методик для использования в отечественной исследовательской практике.

  • Первая из них — статья М.В. Клементьевой «Российская версия шкалы оценки формирующейся взрослости (IDEA-R): особенности развития студентов». В результате опроса большого числа студентов российских вузов была проверена надежность и валидность предлагаемой автором русскоязычной версии методики изучения формирующейся взрослости, получены числовые значения измеряемых показателей, выявлены некоторые тенденции их изменения с возрастом. Представленная методика, безусловно, найдет свое применение в отечественной психологии.

  • Предметом публикации А.А. Панкратовой и М.Е. Николаевой является «Русскоязычная адаптация опросника ProQOL (Professional Quality of Life) Б. Стамм». Данный опросник предназначен для диагностики качества профессиональной жизни у представителей помогающих профессий и позволяет выявлять удовлетворенность работой и профессией, а также профессиональное выгорание и травматический опыт. Методика была адаптирована на выборке психологов-консультантов с разным стажем консультативной работы. Полученные эмпирические данные свидетельствуют, что чем выше консультант оценивает свою эффективность при работе с запросом клиента, тем выше его удовлетворенность профессиональной деятельностью и ниже уровень выгорания. Помимо эмпирических данных, с которыми будет интересно познакомиться практикующим психологам, внимание специалистов привлечет и сама методика, открывающая широкие возможности изучения профессиональной деятельности специалистов.

Следующие две статьи номера в широком смысле посвящены теме психологического благополучия.

  • Первая из них — работа Е.Г. Трошихиной и М.В. Даниловой «Мать и дочь: взаимосвязь психологического благополучия и родительских установок в разные периоды взрослости» — описывает результаты изучения психологического благополучия в парах «мать — взрослая дочь». Полученные данные указывают на разные механизмы трансляции психологического благополучия от матери к дочери — как непосредственно, так и через родительские установки матери, при этом на разных возрастных этапах прослеживаются особенности в соотношении показателей психологического благополучия у матерей и их взрослых дочерей, которые могут быть согласованы и связаны непротиворечиво, но обнаруживают и противоречивые связи.

  • Следующая публикация — Г.А. Родионова и Е.В. Зиновьевой «Опыт переживания трансгендерного перехода» — обращена к тематике, которую еще только начинает осваивать отечественная психология. Трансгендерный переход рассматривается авторами как критическая жизненная ситуация, переживание которой осложнено возможными реакциями окружения, сомнениями в правильности принятого решения и т. д. Эмпирические данные, собранные авторами в результате опроса почти трех сотен участников исследования, показали два принципиально различающихся типа переживаний трансгендерных людей — от конструктивного подхода с позитивными состояниями и эмоциями до доминирующих негативных переживаний с ограничением коммуникации с окружением, чувством собственного одиночества и т. д. Преобладание последнего типа переживания среди участников данного исследования заставляет думать о необходимости организации специальной психологической помощи людям, переживающим непростую ситуацию трансгендерного перехода.

Две статьи номера посвящены тематике когнитивных исследований.

  • В центре внимания коллективной публикации А.С. Стародубцева, А.В. Сладкоштиевой и А.А. Землянова — проявление эффекта Граттона и эффекта пропорции в тесте Струпа. Целью проведенного авторами исследования была проверка предположения о возможном взаимодействии между этими эффектами, а также их связь с механизмами контроля. Полученные результаты не подтвердили наличия взаимодействия двух эффектов, что не позволяет утверждать, что они продуцируются общей стратегией решения задачи. Более обоснованным оказалось альтернативное предположение о детерминации эффекта Граттона локальной системой контроля конкретных стимулов.

  • Статья И.А. Горбунова и М.В. Куприковой «Факторы когнитивной сложности тестовых вопросов в психофизиологических исследованиях» представляет результаты исследования особенностей функционального состояния мозга при аудиальном восприятии вопросов, имеющих различные лингвистические характеристики. Анализ экспериментальных данных позволил построить регрессионную модель оценки когнитивной сложности того или иного вопроса теста, отражающейся в сложности кривой ЭЭГ. По мнению авторов, эта модель может использоваться для отбора вопросов требуемого уровня когнитивной сложности для решения задач психофизиологической экспертизы.

Заключительная статья номера — публикация М.М. Кашапова, А.С. Лукиной и С.Н. Махновец «Структурно-уровневая организация конфликтной компетентности в профессиональной деятельности руководителя». Конфликтная компетентность является важной составляющей профессиональной деятельности руководителя. Принципиальным для авторов является представление о том, что содержание конфликтной компетентности не сводится к совокупности ее отдельных подсистем. Теоретико-методологические позиции иллюстрируются конкретным материалом — в статье описываются эмпирико-феноменологические характеристики и уровневый состав конфликтной компетентности.

Журнал «Вестник СПбГУ. Психология» оправдывает свой статус периодического издания, ориентированного на широкую тематику психологического содержания. Тематическое разнообразие наших публикаций отражает широкий диапазон проблем, с изучением которых работает современная психология. Приглашаем коллег к сотрудничеству!

Подробнее с номером можно ознакомиться по ссылке