Психическое здоровье: эффективность программ ранней помощи и важность таких специалистов

Первое заседание Совета программы магистратуры "Психическое здоровье" провела Председатель Совета Лилия Зигле, заместитель заведующего по инновационной деятельности Детского сада №41 Центрального района СПб "Центр интегративного воспитания".

Знакомя членов Совета с перспективами работы и ожиданиями университета от результатов деятельности совета, заместитель начальника Управления образовательных программ Елена Меньщикова обратила внимание присутствующих на важность включения в подготовку специалистов данного направления не только профессиональной составляющей как таковой, но и необходимость уделять внимание международной составляющей, академической мобильности и включенности в аспекты цифровой экономики

С презентацией магистерской программы "Психическое здоровье" выступила доцент СПбГУ Ирина Ариницына. Она рассказала о структуре программы, учебном плане, обязательных курсах и курсах по выбору, а также о базах практики. Также, Ирина Александровна рассказала о перспективах развития программы, в том числе о планируемых изменениях: "За годы, прошедшие с открытия программы, пришло лучшее понимание, появился свой собственный опыт в преподавании, что отражается на содержании курсов, уточнении целей и задач подготовки специалистов".

В развитие темы выступил профессор СПбГУ Рифкат Мухамедрахимов, заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей — научный руководитель магистерской программы "Психическое здоровье". Он обосновал позицию педагогического коллектива кафедры в отношении преподавания курсов и необходимости совершенствования не только содержания, но и названия программы. Объясняя членам Совета уникальность методики обучения магистрантов по программе "Психическое здоровье", он отметил, что нельзя изучать особенности поведения отдельного человека, вне зависимости ни от кого. Всегда нужно думать об отношении: отношения с близкими людьми, отношения в семье. Это касается и детей и взрослых. Взрослым, кажется, понять и принять некоторые формы легче, так как они были сами детьми и у них есть свой собственный опыт детства. Именно такой подход позволяет преподавателям и ученым программы предложить более емкое название программы "Психическое здоровье и раннее сопровождение детей и родителей", сопряженное с названием кафедры.

В ходе заседания обсуждались вопросы актуализации учебного плана программы, а также необходимость совершенствования в подходе к практикам, чтобы на выходе получить специалиста наиболее подготовленного к конкретной работе. Для этого, по предложению присутствовавшей на заседании Председателя Учебно-методической комиссии направления психологии Натальи Медина Бракамонте, члены Совета согласились составить список тем для исследований, которые необходимы им, как работодателям, и которые можно предложить для выбора исследовательской работы магистрантов программы. Также, Наталья Анатольевна обратила внимание присутствующих на то, что в университете сейчас проводится процедура само обследования всех образовательных программ: "Сейчас нам важно услышать мнение ваше, как работодателей, о наших выпускниках: где они работают, насколько востребованы, ваши впечатления о том, как они справляются со своей работой. Мы надеемся на ваше соучастие в качественной подготовке нужных вам специалистов".

Председатель Совета Лилия Зигле, говоря о важности поставленной задачи по подготовке специалистов в области психического здоровья, остановилась на следующих аспектах: какое профессиональное сопровождение получают молодые родители сейчас; как обстоит дело с психическим благополучии молодого поколения родителей, родившихся совсем недавно — на грани миллениума, и уже отвечающим за последующее поколение; о специфике молодого поколения родителей, о родителях-мигрантах, о субкультуре и т.д.

Все участники совещания согласились с необходимостью развернутой популяризации знаний, которые дает магистерская программа СПбГУ в среде, как профессионалов-ученых, так и профессионалов-практиков. В качестве одной из таких форм Лилия Александровна предложила провести на базе Центрального района города совместную конференцию, для того чтобы обобщить существующий опыт по разным формам сопровождения детей младенческого и раннего возраста и показать каковы знания новой психологии детей раннего возраста и их родителей. На такой конференции можно будет представить имеющиеся в СПбГУ образовательные программы и курсы по данному направлению.

Отдельно затронули вопрос о возможностях дополнительного образования – повышения квалификации в области психического здоровья. Как отметил профессор Мухамедрахимов, такая программа повышения квалификация, рассчитанная на 72 часа, в СПбГУ существует и может быть использована для всех желающих повысить свои навыки в заявленной области.

В завершение работы первого заседания, коллеги пришли к выводу, что взаимодействие между работодателями и высшей школой полезно и важно на всех этапах: от формирования вопросов для вступительного портфолио на программу магистратуры, до предоставления баз практик и заказа тем для научных исследований, результаты которых могут использоваться выпускниками на конкретных рабочих местах.

Мнения экспертов:

Коргожа Мария Александровна, заведующая Отделением раннего вмешательства для детей в возрасте до 3-х лет "Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского района Санкт-Петербурга":

"Этот Совет является очень важным звеном для подготовки квалифицированных психологов, которые будут готовы к работе с семьями, имеющими детей-инвалидов, сразу по выпуску из университета. Практико-ориентированная процедура и подготовка таких кадров крайне важна".

Зигле Лилия Александровна, заместитель заведующего по инновационной деятельности ГБДОУ "Детский сад №41 Центрального района СПб "Центр интегративного воспитания":

"Совет образовательной программы — это одна из форм, когда мы можем ощутить, что науки не бывает без практики, красивой теории не получится без методологического обобщения практических результатов. Когда мы говорим о том, что психология, как наука, должна стать рядом с образованием, как наукой, то только при тесном взаимодействии мы сможем получить новое качество современного образования, которое позволит жить в 21 веке, формировать новые компетенции".

Артамонова Анна Юрьевна, выпускница СПбГУ, директор ЧОУ ДПО "Социальная школа Каритас":

"Я нахожусь в этом профессиональном поле уже 10 лет. Думаю, что преподаватели университета, у которых и я училась, несут сильнейшую методологию, которая позволяет работать в области ранней помощи в самых разнообразных структурах Санкт-Петербурга — это социальная сфера, образование, педагогика, ряд некоммерческих проектов. Методология дает возможность смотреть на проблемы детей с точки зрения, так называемого, системного подхода. Мне кажется, что выпускники программы, отчасти мои коллеги, с кем я так или иначе в рабочих пространства пересекаюсь, смогли впитать в себя многие идеи: они являются людьми, которые продвигают эту философию. Это очень ценно, но параллельно с этим я замечаю ряд трудностей. Очень часто выпускникам необходимо преодолевать ситуации не конгруэнтности – того что полученные ими как знания, умения и навыки внутри своего университетского обучения сталкиваются с несовершенством разработанности внешней, рабочей среды, в которой им приходится действовать. Мое предложение, в частности, здесь на Совете, касалось более точечного усиления форматов работы по профстандарту, разными путями, которые будут позволять заложенное в образовательной программе нести в окружающее пространство".

{gallery}news/psy-psyhealth-news{/gallery}