Психология развития: психолог должен учиться всю жизнь

Состоялось первое заседание Совета образовательной программы магистратуры «Психология развития». Совет возглавила начальник научного и учебного отдела Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов Ника Германовна Травникова. 

Представляя членам Совета позицию университета, заместитель начальника учебно-методического управления Елена Меньщикова отметила, что при подготовке высококвалифицированных специалистов  в современных условиях нужна не только сильная академическая база, но и практическая подготовка: «Именно поэтому в университете создаются и активно работают Советы образовательных программ для усиления обратной связи между работодателем и университетом». Совет может давать рекомендации по построению рабочей программы любого учебного курса, в том числе по количеству часов, теоретической и практической составляющей. Члены Совета могут рекомендовать для участия в реализации образовательной программы кандидатуры преподавателей и высказывать предложения по улучшению качества преподавания студентам дисциплин, опираясь на свой опыт, опыт коллег из других российских и зарубежных вузов и т.д. Также, Е. Меньщикова обратила внимание на то, что «наличие активно действующего Совета образовательной программы является преимуществом в глазах западных партнеров при рассмотрении вопроса о международной аккредитации той или иной программы».

Почти все члены Совета образовательной программы «Психология развития» являются успешными практикующими психологами, работающими в разных сферах, преимущественно медицинской и социальной направленности. Большинство из них являются выпускниками именно этой программы СПбГУ и очень заинтересованы в совершенствовании подготовки молодого поколения.

Присутствовавшая на заседании Совета  председатель учебно-методической комиссии по направлению психология Наталья Медина Бракамонте рассказала коллегам об опыте работы в СПбГУ Совета по клинической психологии, который был создан пять лет назад по инициативе преподавателей-психологов. Она отметила, что опыт его успешной работы будет весьма полезен для новых создаваемых Советов программ в области психологии. Магистерская программа «Психология развития» в этом году проходит процедуру само обследования в рамках международной аккредитации. 

С презентацией программы профессор Лариса Головей, научный руководитель программы и заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии. Она познакомила присутствующих с самой идеей создания программы, ее концепцией, описанием курсов, тенденциями развития и характеристикой преподавательского состава. Профессор Головей отметила, что подготовка по данному направлению ведется с момента открытия магистратуры по направлению «Психология» уже более десяти лет: «В основу программы были заложены те концепции целостного подхода к изучению человека, которые характерны для петербургской психологической школы, прежде всего академиком Ананьевым и другими сотрудниками, — подчеркнула Лариса Арсеньевна. —  Наша программа является уникальной для российских вузов, так как охватывает все возрастные периоды развития. И в соответствии с этим выстраивается учебный план, формируются дисциплины. Есть курсы, которые посвящены перинатальному периоду развития, натальному, подростковому, взрослому и периоду старения. Если говорить о периоде старения – наша кафедра является единственным научным центром, где есть специалисты в области гериатрии. Это также отражает логику развития петербургской психологической школы. Высокий уровень преподавательского состава  позволил создать достаточно сбалансированную программу, которая включает основные учебные курсы, состоящие из теоретико-методологической базы, и практические курсы. Есть также, так называемые, элективные курсы — на самостоятельный выбор студентов. Программа включает отдельные дисциплины, которые охватывают все этапы человеческой жизни. Отдельно хочу упомянуть о курсе «Основы дифференциальной психологии», направленном на индивидуальную работу психолога, поскольку нашим специалистам необходимы знания индивидуальных психологических возможностей и особенностей человека».

Большой интерес вызвало выступлению доцента Виктории Василенко, рассказавшей не только о перспективах трудоустройства выпускников программы, но и увязавшей свое выступление с результатами само обследования. Она ознакомила членов Совета с результатами опроса выпускников программы, работодателей, в организациях которых работают эти выпускники. Отметила результаты анкетирования обучающихся 1 и 2 курсов, подчеркнула их заинтересованность содержанием обучения и оценкой преподавательского мастерства. Далее участники совещания высказывались о необходимости и формах проведения практик, выражали заинтересованность в усилении этого компонента образовательной программы.

В ходе заседания также было уделено внимание вопросам обучения проектной деятельности. Члены Совета обсудили перспективы такого направления, высказали свои пожелания и предложения, рассмотрели возможность введения интернатуры и некоторые другие вопросы. В завершение дискуссии профессор Лариса Головей, в частности,  отметила: «Сотрудничество с нашей образовательной программой в формате совета – это усиление академических связей с жизнью, с практикой. Мы очень надеемся на то, что с вашей помощью мы сможем улучшить наши рабочие и образовательные программы в целом».

Подводя итоги первого заседания, председатель Совета Ника Травникова подчеркнула собственную заинтересованность в успешной работе Совета образовательной программы «Психология развития», так как сама является выпускницей данной программы: «Хочу заметить, что кафедра была всегда открыта выпускникам – и к беседе и к обсуждению. На мой взгляд – это просто новый формат той работы, которая уже была. Поэтому я думаю, что все это пойдет на пользу как университету, та к и работодателям. Важны традиции подготовки и соответствие современным требованиям общества».

Документы Совета образовательной программы "Психология развития"