Памяти Ирины Ивановны Мамайчук

Факультет психологии СПбГУ понес тяжелую утрату. 21 февраля 2023 умерла Ирина (Ираида) Ивановна Мамайчук — выдающийся ученый, доктор психологических наук, профессор. Мы, ее коллеги и ученики, хотели бы поделиться своими воспоминаниями об этой замечательной женщине.

                               Ирина Ивановна Мамайчук в начале своей научной карьеры с 1967 по 1991 год работала в институте Г.И. Турнера. В психологическом кабинете института, единственном тогда в СССР, она начала работать лаборанткой. Здесь она сделала свои первые шаги в профессии и в дальнейшем всегда очень тепло, с благодарностью, отзывалась о годах, проведенных в клинике и замечательных людях, у которых обучалась профессии. «24 года работы в институте им. Г.И. Турнера сыграли огромную роль в моём мировоззрении, в моей профессиональной и личной жизни», — так Ирина Ивановна писала в «Вестнике института им. Г.И. Турнера». Студенткой она пришла на практику к прекрасному специалисту: коррекционному педагогу и психологу Р.Я. Абрамович-Лехтман. У нее она обучалась искусству общения и особенностям психокоррекционной работы с детьми, страдающими тяжелым заболеванием — детским церебральным параличом. В дальнейшем Ирина Ивановна посвятила множество научных работ психологии детей с ДЦП и разработала психокоррекционные технологии для работы с такими детьми. Она отмечала, что, занимаясь с ребенком, очень важно поддерживать с ним эмоциональный контакт, сохранять рабочие отношения с врачами, родителями, воспитателями, логопедами и педагогами, обучающими ребенка. Такой подход позволяет избавить ребенка с тяжелым неизлечимым заболеванием от психологической инвалидности, создает ресурсы для преодоления трудностей в будущей жизни. Такое понимание смысла работы психолога в ортопедической клинике соответствовало общей гуманистической направленности специалистов разных профессий, работавших в институте и широким взглядам на проблемы больных детей руководителей института. Ирина Ивановна всегда очень тепло вспоминала директоров клиники Гончарову М.Н., Закревского Л.К., Фищенко П.Я., Андрианова В.Л, которые с интересом и большим уважением относились к профессиональным начинаниям молодого специалиста.

На начальном этапе своей профессиональной деятельности Ирина Ивановна совмещала обучение в Ленинградском Государственном университете им. А.А. Жданова на факультете психологии и работу в институте. Психология - молодая наука, первые дипломированные специалисты в этой области появились в конце 60-70 годов. Ирина Ивановна являлась одним из первых в нашей стране клинических психологов, выполнявших практическую и научную работу. Окончив университет, она продолжила работу в институте в качестве врача-психолога. Она преодолела множество трудностей в процессе профессионального становления, но при этом всегда с юмором вспоминала о курьезных моментах и случаях непонимания со стороны врачей и других медицинских работников. Ирина Ивановна активно занималась просветительской работой: читала лекции по психологии в обществе «Знание», проводила семинары с ортопедами и другими представителями медицинской профессии для обмена опытом по ведению больных.

Практическая работа сформировала научные интересы Ирины Ивановны. В 1978 г. она защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук, посвященную изучению восприятия у детей с детским церебральным параличом. Научными руководителями ее диссертационного исследования «Гаптическое и зрительное восприятие у дошкольников в норме и при нарушениях моторики и интеллекта» были выдающийся психолог, доктор психологических наук, профессор А.В. Ярмоленко и кандидат медицинских наук, доцент Т.А. Немчин. После защиты диссертации, Ирина Ивановна продолжила работу в институте, совмещая практическую работу и научную деятельность. В фокусе ее научных интересов оказались дети с другими ортопедическими патологиями. По результатам работы с детьми с ревматоидным артритом, последствиями остеомиелита, нейрофиброматозом, Ирина Ивановна, совместно с ведущими специалистами - ортопедами института, опубликовала несколько статей в ведущих научных журналах.

С 1991 года Ирина Ивановна перешла на работу в Санкт-Петербургский государственный университет, где продолжила научную деятельность и активно включилась в преподавательскую работу. Университетская среда: профессиональное общение с замечательными учеными – психологами, юная энергия студенческой аудитории, стали благотворной почвой для появления новаторских идей и реализации огромного педагогического таланта молодого специалиста. Основным направлением профессиональной деятельности Ирины Ивановны Мамайчук стало изучение формирований психики детей и подростков в осложненных биологическими и социальными факторами условиях. Ее работы продолжили научные традиции выдающихся отечественных и зарубежных специалистов по проблемам психологии нарушенного развития и, наряду с работами признанных психологов (Трошин Г.Я., Выготский Л.С., Зейгарник Б.В., Лебединский В.В., Лебединская К.С. и др.), стали своеобразным «золотым стандартом» в исследованиях проблем данной тематики. Она последовательно продвигала идею дифференцированного подхода к анализу различных вариантов аномального развития. Подчеркивала необходимость комплексного подхода к изучению нарушений психического развития. Ее работы не только привнесли новое в понимание закономерностей в формировании отклонений в психическом развитии, но и углубили представления психологов о нормальном развитии перцепции, моторики, мышления. Сама она считала чрезвычайно важной для современного психолога мысль Анри Валлона: нормальный ребенок раскрывается в патологическом ребенке.

Исследовательская и просветительская деятельность Ирины Ивановны носила ярко выраженную гуманистическую направленность. Общий фон дискуссий Ирины Ивановны с учениками и коллегами создавал уверенность в более широких возможностях развития «особых» детей, если они принимаются как личности со своими сильными качествами. Она подчеркивала, что компенсаторные возможности ребенка намного богаче, чем мы привыкли думать. «Эти дети такие же, как и мы. Они любят нас и хотят быть любимыми. Они хотят, чтобы их понимали и принимали такими, какие они есть. Но чтобы мы могли это сделать, прежде всего, нам необходимо больше знать о них, общаться с ними, быть способными заглянуть в их мир и разгадать их «странные» желания и поступки» (Из книги: «Помощь психолога детям с аутизмом», 2007).

Педагога – Ирину Ивановну Мамайчук отличал особый контакт со студенческой аудиторией. Блестящий лектор, она всегда сопровождала изложение теоретического материала яркими примерами, которые часто были связаны с ее разнонаправленным опытом практической работы.

Она считала, что ценность результатов научных исследований определяется их прикладным значением. Огромный опыт практической деятельности, помноженный на широкие теоретические знания, нашел отражение в ее докторской диссертации «Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции», которую она успешно защитила в 2004 году.

Доктор психологических наук, профессор И.И.Мамайчук оставила богатое творческое наследие. Среди наиболее известных ее трудов -монографии, учебники, научные статьи: «Детский церебральный паралич» (монография в соавторстве с Шипициной Л.М. (2001), «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» (2004), «Помощь психолога детям с аутизмом» (2007, 2014), «Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения» (2007, 2014), «Помощь психолога детям с задержкой психического развития» (2017), «Методы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии» (2015), «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» (2010) и другие.

Ирина Ивановна была чутким наставником и педагогом. За годы работы в университете, она подготовила несколько поколений клинических психологов. Под ее руководством защищены десятки дипломов, более 35 кандидатских диссертаций. Ученики Ирины Ивановны успешно работают не только в нашей стране, но в Латинской Америке, Германии, Голландии, Саудовской Аравии, Йемене, Израиле, Греции. Работая в родных странах, они продолжают развивать идеи своего российского научного руководителя, достойно внедряют научные традиции Санкт-Петербургской (Ленинградской) психологической школы. Профессиональная деятельность И.И. Мамайчук была неразрывно связана с большой общественной работой, которую она вела в Санкт-Петербурге, являясь внештатным экспертом-психологом, психологом-консультантом при уполномоченном по правам ребенка Санкт-Петербурга и Городской ассоциации родителей детей-инвалидов.

Ирина Ивановна была убеждена, что полноценная помощь больному ребенку или подростку невозможна без научно обоснованного психологического сопровождения его семьи. В центре внимания специалиста-психолога, должны быть такие особенности родственников как реакция на болезнь ребенка, воспитательные установки, характер детско — родительских взаимоотношений, личностный профиль родителей и прародителей, их психоэмоциональный статус, защитные механизмы и копинги, семейная история. Она подчеркивала, что тщательное изучение семейного контекста необходимо для глубокого понимания своеобразия ребенка, структуры нарушенного психического развития, перспектив психокоррекции и лечения. Кроме того, такой подход позволяет увидеть ресурсы семьи, на которые следует опираться при оказании ему психологической помощи.

С именем Ирины Ивановны Мамайчук, связано возникновение и деятельность общественного движения взаимопомощи родителей в нашей стране. В 1989 году при ее непосредственном участии на базе общества милосердия «Ленинград» организован клуб «Особый ребенок» для детей с тяжелыми физическими и психическими нарушениями (позже родительская ассоциация «Особый ребенок»). Деятельность клуба была направлена на знакомство родителей и детей друг с другом, совместное проведение досуга, оказание взаимной поддержки. Профессиональная помощь Ирины Ивановны реализовывалась не только в групповых дискуссиях, тренингах и психологических консультациях, но и при непосредственном сопровождении подопечных на экскурсиях и совместных прогулках. Уникальный опыт общения ленинградских (петербургских) «особых» семей широко распространился по всей стране, и сейчас в разных городах России функционирует множество родительских ассоциаций детей-инвалидов.

Ирина Ивановна Мамайчук награждена почетными грамотами за участие в конкурсе на соискание премий 2003 и 2010 годов Санкт-Петербургского государственного университета «За научные труды». В 2019 г. ей присвоено звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации». На творческое наследие Ирины Ивановны будут опираться многие поколения клинических психологов. Коллеги, ученики и друзья будут помнить ее как яркого человека, активного, честного, искреннего, самоотверженного, бесконечно преданного отечественной психологии и своему делу.

Пятакова Г.В., Миланич Ю.М., Щелкова О.Ю., Ходырева Н.В.

ψ ψ ψ

С глубоким сожалением узнал, что Ирины Ивановны больше с нами нет. Мне посчастливилось познакомиться с ней во время учебы в аспирантуре. Необходимо было изучить особенности познавательной деятельности у детей, страдающих нейрофиброматозом. Поражали доброжелательное отношение к коллегам, внимательное отношение к пациентам, скрупулезность с которыми проводились исследования. Ирина Ивановна навсегда останется в душе добрым примером для подражания.

Поздеев А.П., детский ортопед–хирург ФБГУ научно-медицинского исследовательского
центра детской травматологии и ортопедии им. Г.И.Турнера, д.м.н, профессор

ψ ψ ψ

С Ириной Ивановной меня связывали долгие годы работы в научно-исследовательском детском ортопедическом институте им.Г.И.Турнера, совместная научная деятельность, теплые человеческие отношения. Я начинала свою профессиональную работу в детской клинике в качестве психолога –практика, где Ирина Ивановна уже работала в должности старшего научного сотрудника и имела большой авторитет среди медицинского персонала и коллег-психологов. Она была моей наставницей и справедливым критиком в моей работе с больными детьми, их семьями, а впоследствии - руководителем моего диссертационного исследования. Совместная работа с Ириной Ивановной подарила мне бесценный профессиональный опыт, умение оставаться на позиции служения больному ребенку в любой, самой трудной жизненной ситуации. Ирина Ивановна всегда была для меня примером трудолюбия и преданного отношения к своему делу. Последний разговор с Ириной Ивановной у меня состоялся, когда она уже была тяжело больна — за несколько дней до ее ухода. Она была полна творческих планов, сокрушалась о том, что из-за слабости не может полноценно работать. Я бесконечно благодарна Ирине Ивановне за счастливые годы совместной работы, бесценную помощь наставника, наполненное смыслом и юмором дружеское общение.

Пятакова Г.В., с.н.с. ФБГУ научно-медицинского исследовательского центра детской травматологии и ортопедии им. Г.И.Турнера, доцент кафедры психологии экстремальных и кризисных ситуаций СПбГУ, факультет психологии

ψ ψ ψ

Впервые встретилась с Ириной Ивановной на психотерапевтической сессии по юнгианскому психоанализу, которую проводил известный юнгианец из США Браун. Она мне запомнилась своей ироничностью, чувством юмора и простотой в общении с начинающими аспирантами. Хотя мы были на разных кафедрах, она меня всегда доброжелательно мотивировала написать докторскую диссертацию, приводя себя в пример».

Ходырева Н. В. факультет психологии, кафедра психологии здоровья

ψ ψ ψ

Мы проработали с Ириной Ивановной на кафедре медицинской психологии и психофизиологии более 20 лет. Ирина Ивановна была личностью самобытной, одаренной, прошедший трудный жизненный путь и добившаяся чрезвычайного уважения коллег и искренней любви учеников исключительно своим трудом и характером, вкладом в науку и практику детской клинической психологии. За 30 лет работы в СПбГУ, с 1994 года на кафедре медицинской психологии и психофизиологии с момента ее образования, Ирина Ивановна вела активную педагогическую и научную работу. Ею реализованы многочисленные научные проекты, разработаны уникальные авторские курсы «Психология нарушенного развития», «Клиническая психология в экспертной практике» и др., подготовлены и широко востребованы специалистами многочисленные пособия, в которых приводятся научно обоснованные и эффективные алгоритмы психологической работы с особыми детьми и их родителями. Ученого и педагога Ирину Ивановну Мамайчук отличал особый контакт со студенческой аудиторией. Умение увлечь, ясность изложения, прочная теоретико-методологическая основа преподаваемого материала, разбор реальных клинических примеров, эмоциональность и юмор ― отличительные черты преподавательского стиля Ирины Ивановны. Как настоящего ученого, Ирину Ивановну отличали твердые взгляды и принципы, которым она никогда не изменяла, привитые ей Борисом Герасимовичем Ананьевым и Августой Викторовной Ярмоленко, у которых она непосредственно училась в ЛГУ. Она не раз доказывала это в острых дискуссиях с коллегами, исповедующими другие научные взгляды, а свою благодарность за «школу» выразила в яркой статье в «Вестнике Санкт-Петербургского университета», посвященной памяти А.В. Ярмоленко. Как педагога ее отличала материнское отношение к ученикам. Кроме того, мы знаем об огромной благодарности родителей сложных детей, которым она помогла как клинический психолог и эксперт в судебных процессах. Мы знаем также, как Ирина Ивановна мужественно боролась с болезнью и в последние дни стремилась принять участие в заседании кафедры, несмотря на тяжелое состояние; мы знаем, как она относилась и сколько делала для своей семьи. Все это вызывает огромное уважение не только как к ученому, но и как человеку. И тем сильнее боль утраты – невосполнимая, неожиданная, несправедливая. Мы благодарны Ирине Ивановне за годы совместной работы, за профессиональный опыт и преданность отечественной психологии, кафедре, факультету и университету».

Щелкова О.Ю., заведующий кафедрой медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ

ψ ψ ψ

Мы знали Ирину Ивановну как большого ученого, активного преподавателя, практического детского клинического психолога, автора множества книг и пособий. Ирина Ивановна на протяжении многих лет была членом диссертационного совета нашего института. Она активно участвовала в научных и научно-практических конференциях; на только что прошедшей конференции «Ананьевские чтения – 2022» она была руководителем секции «Проблемы социальной адаптации и семейного воспитания детей и подростков с нарушением в развитии» и выступала с докладом. Под чутким руководством Ирины Ивановны молодые соискатели аспиранты успешно защищали кандидатские диссертации. Научное наследие Ирины Ивановны на долгие годы останется стимулом и основой для новых исследований ее многочисленных учеников. Ирина Ивановна запомнится нам как талантливый преподаватель, внимательный наставник, отзывчивый коллега, оптимист, человек с живым чувством юмора. Это был настоящий друг, ее потеря невосполнима.

Директор и сотрудники института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена

ψ ψ ψ

Мы очень ценили всегда огромный вклад Ирины Ивановны в детскую психологию аномального развития — ее книги по диагностике и коррекции детского аномального развития являются обязательными в программах профессионального обучения специалистов по Клинической психологии в МГУ; всегда разбираются на лекциях и семинарах. Светлая память прекрасному специалисту и светлому человеку! Всегда будем помнить Ирину Ивановну и транслировать ее идеи!

Печникова Л.С., доцент кафедры нейро-и патопсихологии МГУ

ψ ψ ψ

Ирина Ивановна всегда была активным участником жизни клинических и специальных психологов, исследователей и практиков, ею изданы прекрасные книги, по которым еще будут учиться и работать не только ее ученики, но и ученики ее учеников. Невероятно жаль, Рано… каждый год ждали ее новую книгу с новыми раскрытыми профессиональными тайнами коррекции и диагностики детей с нарушенным развитием. Остается наследие и наша память о замечательной Ирине Ивановн».

Зверева Н.В., ведущий научный сотрудник ФГБНУ НЦПЗ
и профессор ф-та Клиническая и специальная психология ФГБОУ ВО МГППУ

ψ ψ ψ

С уходом в вечную жизнь Ирины Ивановны для меня пошатнулся, но не потускнел тот ориентир, тот критерий, тот суд, мерою которого я мерил всю свою профессиональную деятельность, мысленно и, к сожалению теперь, в недостаточно частых встречах с моим руководителем диплома и научным руководителем диссертации. Для меня она была проводником в ленинградскую школу психологии, в славную область отечественной психологической науки, к которой я имею честь быть причастным. на «бремена тяжелые и неудобоносимые» была до конца в строю, но ее вахта закончилась — покойся с миром, Ирина Ивановна! Утрата невосполнима. Скорблю вместе с Вами и кафедрой.

Сырцев А.В., студент и аспирант И.И. Мамайчук,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела (профессионального психологического обеспечения)
«Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота
«Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова»

ψ ψ ψ

Для меня Ирина Ивановна стала проводником в мир психологии и науки. С теплом и огромным уважением вспоминаю ее, она была уникальной личностью, светлым, порядочным, творящим добро человеком.

Гусева Ольга, бывшая аспирантка Ирины Ивановны

 

архив протоколов совещаний декана — 2022 год


Совещания декана с заведующими кафедрами и руководителями образовательных программ:

 

Профессор СПбГУ Свенцицкий: Вся психология – социальна!

В 2021 году почетному профессору СПбГУ, доктору психологических наук, профессору кафедры социальной психологии, Свенцицкому Анатолию Леонидовичу исполняется 85 лет. Анатолий Леонидович — крупный ученый–психолог, внесший заметный вклад в развитие отечественной социальной психологии, направления индустриальной социальной психологии; его работы в области методологии, методики и технологии психологического исследования, теории и практики управления людьми и коллективами широко известны как России, так и за рубежом.

Анатолий Леонидович Свенцицкий стоял у истоков открытия первой в СССР кафедры социальной психологии в Ленинградском государственном университете. С 1968 года, с начала основания профессором Е.С. Кузьминым кафедры социальной психологии на факультете психологии, также первой в стране, А.Л. Свенцицкий становится ее старшим преподавателем, доцентом, профессором (с 1982 года), заведующим (с 1990 года на протяжении 25 лет).

Анатолий Леонидович Свенцицкий трижды получал Государственную научную стипендию (1994-2003 гг.) и имеет почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (1999 г.), награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» (2007 г.). А.Л. Свенцицкий является членом Санкт-Петербургского психологического общества и Общества психологических исследований социальных проблем (США). В 2006 году присвоено звание «Почетный профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова». В 2008 году присвоено звание «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета». В 2008 году получил благодарность от Психологического общества за большой вклад в становление и развитие социальной психологии в России.

Благодарные ученики и коллеги любят и уважают А.Л. Свенцицкого за искрометный юмор, высокий уровень профессионализма, открытость, искренность, пунктуальность, ответственное отношение к работе и науке. Желаем крепкого здоровья и успехов во всех начинаниях!

«Я никогда ни о чем не сожалею, т.к. это не имеет смысла…» (А.Л. Свенцицкий)

ananyev 1Борис Герасимович Ананьев

(01(14).08.1907, Владикавказ, Российская империя — 18.05.1972, Ленинград, СССР)

Выдающийся советский психолог, доктор педагогических наук (1940), профессор, академик АПН СССР (1968), создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ.

Заслуга Б.Г.Ананьева перед мировым научным сообществом в том, что он создал антропологическую психологию, которая подкреплена большим эмпирическим материалом, в том числе полученным в знаменитых комплексных исследованиях.


Родился 1 (14) августа 1907 года во Владикавказе в армянской семье народного учителя. Его отец, Герасим Борисович Ананьев, работал в русских и национальных школах Кавказа с 1890 по 1930 год, а с 1930 года — в Ленинграде, завучем и преподавателем ФЗУ и ФЗО.

В 1924 году окончил среднюю школу во Владикавказе и поступил в Горский педагогический институт (ныне — Северо-Осетинский государственный университет), на общественно-экономическое отделение. С 1925 года, ещё обучаясь на II курсе этого отделения, начал научно-исследовательскую и педагогическую работу по психологии в качестве ассистента. В 1927 году в трудах Института была напечатана его первая экспериментально-психологическая работа. Вуз окончил досрочно, в 1927 году. Дипломную работу защитил в 1928 году и был направлен отборочной комиссией в аспирантуру по психологии.

С февраля 1929 года был зачислен аспирантом по психологии в Ленинградский институт мозга имени В. М. Бехтерева. Аспирантуру окончил так же досрочно в декабре 1930 года, и был оставлен при институте в качестве старшего научного сотрудника отдела психологии. В 1934 году был назначен заведующим лабораторией психологии воспитания Института мозга, а в 1937 — заведующим отделом психологии, в этой должности состоял до сентября 1943 года.

В 1937 году учёная степень кандидата наук была присуждена Ананьеву без защиты диссертации Учёным советом Московского педагогического института. В феврале 1940 года защитил докторскую диссертацию, в декабре ВКВШ утвердил его в учёном звании профессора психологии.

С 1930 года работал в ряде педагогических вузов Ленинграда (Педагогический институт имени Покровского, Педагогический институт имени Крупской), С 1938 — в Педагогическом институте имени Герцена, Ленинградском театральном институте и Ленинградском институте усовершенствования учителей.

Во время Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 года вёл в Ленинграде работу по спецзаданию Ленштаба МПВО по противовоздушной маскировке. После эвакуации из Ленинграда первоначально в Казани, затем в Тбилиси вёл психопатологическую и восстановительную лечебную работу в неврологических госпиталях.

С ноября 1943 года, по возвращении в Ленинград, работал профессором психологии Педагогического института имени Герцена до 1947 года. В 1944 был избран заведующим кафедрой психологии Ленинградского государственного университета (ЛГУ).

с 1951 по 1960 год являлся директором Ленинградского НИИ педагогики и одновременно заведующим кафедрой психологии (до 1953), а также профессором на отделении психологии философского факультета в ЛГУ.

Декан факультета психологии ЛГУ (1968–1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН РСФСР (1955) и АПН СССР (1968).

Заслуженный деятель науки РСФСР (1969). Награжден двумя Орденами Ленина (1954, 1971) и многими другими государственными наградами.

Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Ψ Ψ Ψ


  1. Психология педагогической оценки. — 1935. Переиздано в 1980 и 2007 гг. в сборниках научных трудов Б. Г. Ананьева.
  2. Очерки психологии. — 1945. Переиздано в 2007 году в сборниках научных трудов Б. Г. Ананьева.
  3. Очерки русской психологии XVIII—XIX веков. — 1947.
  4. Психология чувственного познания. — 1960. Переиздано в 2001 г., a также на нем. яз. в ГДР в 1963 г.: Ananjev B.G. Psychologie der sinnlichen Erkenntnis. — Berlin: VEB, 1963.
  5. Теория ощущений. — 1961.
  6. Психология и проблемы человекознания. — МОДЭК, 2005.
  7. Избранные психологические труды. 1 и 2 т. — Педагогика, 1980.
  8. Человек как предмет познания. — Л., 1968.
  9. О проблемах современного человекознания. — СПб., 2001.
  10. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. — М.: Директ-Медиа, 2008.

современные исследования в публикациях:



Ψ Соратники и ученики:

Его учениками были психологи А.А. Бодалёв, Л.М. Веккер, Л.А. Головей, Н.В. Крогиус, Н.А Логинова, Б.Ф. Ломов, Е.Ф. Рыбалко, А.Г. Ковалёв и др. Позднее некоторые из них сформировали самостоятельные научные концепции и создали собственные школы.

 

vekker 1Лев Маркович Веккер

(04.10.1918, Одесса, Россия — 01.10.2001, Маклин, штат Вирджиния, США)

Выдающийся российский психолог, профессор Ленинградского государственного университета и университета Джорджа Мейсона, США.

Ученик Б. Г. Ананьева, один из ведущих представителей ленинградской-петербургской психологической школы. Автор единственной в мировой психологии общей теории психических процессов, в которой были сформулированы базовые прин­ципы организации психических процессов, единые для разных ступеней их развития и уровней сложности.


Лев Маркович Веккер (4 октября 1918 года, Одесса — 1 октября 2001 года, Вашингтон) — советский и американский психолог. Доктор психологических наук, профессор Ленинградского государственного университета и Университета Джорджа Мейсона, США.

В 1930-е годы вместе семьёй переезжает в Ленинград, где учится сначала на физическом, а затем на историческом, философском факультетах ЛГУ, и, наконец, на отделении психологии, который оканчивает в 1947 году.

Защитил кандидатскую диссертацию «К вопросу о построении осязательного образа» (1951).

Затем преподавал психологию в Вильнюсском педагогическом институте, с 1956 года заведующий кафедрой психологии. В 1959-1981 годах работает на факультете психологии ЛГУ, в должности старшего научного сотрудника, а затем профессора. Защищает докторскую диссертацию «Восприятие и основы его моделирования» (1964), а также выпускает трёхтомную монографию «Психические процессы» (1974, 1976, 1981).

В 1981 Л.М. Веккер покидает ЛГУ и подаёт просьбу об эмиграции, в которой ему отказывают.

В 1985–1987 годы работает в Новгородском политехническом институте.

В 1987 году уезжает в США, работает в Университете Джорджа Мейсона и в Институте перспективных исследований им. Ш. Краснова до самых последних дней своей жизни.

Ψ Ψ Ψ


  1. Фото его изданных книг (обложки) с аннотациями 
  2. Библиография трудов Л.М. Веккера (составители Н.В. Беломестнова, Н.А. Логинова)
  3. Текст трехтомника Л.М.Веккера «Психические процессы» для свободного чтения — можно скачать здесь
  4. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов
  5. Видео-лекции Л.М. Веккера (1998, 1999, 2001 гг.)

современные исследования в публикациях



Ψ Соратники и ученики

Ψ Авторефераты диссертаций аспирантов Л.М. Веккера:

  • Берзницкас А.И. Экспериментальные исследования некоторых характеристик интеллектуальных эмоций: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1980.
  • Лапе Ю.П. Некоторые закономерности формирования предметного образа в осязании и зрении: Автореф. дис. канд. пед. наук (по психологии). Л., 1962.
  • Лоскутов В.В. Исследование динамики структурирования и деструкции перцептивного образа: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1974.
  • Меньшикова Л.В. Образные компоненты в мышлении: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1974.
  • Осорина М.В. Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1976.
  • Страбахина Т.Н. О соотношении структурных, операциональных и энергетических характеристик мыслительных процессов: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1980.
  • Тищенко Н.Ф. Сравнительный анализ эффективности учебного процесса при концептуальном и образно-концептуальном представлении учебной информации (на примере обучения высшей математике в техническом вузе): Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1981.
  • Холодная М.А. Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1974.
  • Хохлов А.А. Исследование структурно-статических, операциональных и энергетических характеристик зрительного образа в процессе его формирования: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1977.

 

Список и рейтинг научно-педагогических работников

Отправить сведения о публикационной активности (форма обратной связи)

Информация по состоянию на 01.01.2024

ФИО Должность, Подразделение Публикации Заявки Гранты Проекты
Абабков Валентин Анатольевич профессор, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 91 7 11 2
Аванесян Марина Олеговна доцент, Кафедра психологии личности 40 16 17 10
Александрова Ольга Владимировна доцент, Кафедра психологии здоровья и отклоняющегося поведения 22 7 2 0
Аленина Евгения Алексеевна младший научный сотрудник, Факультет психологии 0 0 1 1
Ананьева Оксана Александровна ассистент, Кафедра общей психологии 0 0 0 0
Андриянова Наталья Владимировна старший преподаватель, Кафедра общей психологии 24 24 14 9
Андрущенко Наталия Владимировна доцент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 13 1 5 5
Аникина Варвара Олеговна доцент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 77 19 14 15
Антипина Дарья Сергеевна старший преподаватель, Кафедра психологии здоровья и отклоняющегося поведения 1 3 2 1
Ануфриюк Ксения Юрьевна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 23 7 5 4
Арбузова Елена Николаевна доцент, Кафедра психологии здоровья и отклоняющегося поведения 20 0 12 0
Аринцина Ирина Александровна доцент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 47 8 7 6
Астапенко Евгений Евгеньевич старший преподаватель, Кафедра эргономики и инженерной психологии 6 8 7 2
Бакулева Карина Камелевна старший преподаватель, Кафедра политической психологии 32 18 8 4
Балышев Павел Александрович ассистент, Кафедра педагогики и педагогической психологии 14  3 0 0
Банщиков Александр Витальевич ассистент, Кафедра общей психологии 0 0 0
Барцева Ксения Викторовна ассистент, Кафедра эргономики и инженерной психологии  10 1 2 2
Батлук Юлия Викторовна старший преподаватель, Кафедра психологии здоровья и отклоняющегося поведения 40 9 6 1
Бекренёва Юлия Сергеевна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 7 4 0 0
Белоколодов Владимир Викторович старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 26 0 0 0
Березанцева Мария Сергеевна старший преподаватель, Кафедра медицинской психологии 4 1 0 1
Благовещенский Евгений Дмитриевич ведущий научный сотруник, Кафедра общей психологии 53 13 11 8
Блох Мария Евгеньевна доцент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 22 7 6 6
Бордовская Нина Валентиновна профессор, Кафедра психологии образования и педагогики 115 13 24 4
Боровикова Ирина Анатольевна доцент, Кафедра эргономики и инженерной психологии 0 0 0 0
Бочаров Виктор Викторович доцент, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 12 3 5 0
Бриль Михаил Сергеевич старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 17 12 0 0
Бурина Екатерина Александровна доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 149 13 16 8
Бызова Валентина Михайловна профессор, Кафедра общей психологии 48 13 5 4
Вартанян Гаянэ Аршалуисовна доцент, Кафедра психологии здоровья и отклоняющегося поведения 53 16 10 10
Василенко Виктория Евгеньевна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 110 14 11 6
Васильева Нина Леонидовна профессор, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 83 15 6 4
Ватулин Александр Иванович доцент, Кафедра политической психологии 2 1 0 0
Великодворская Елизавета Вячеславовна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 0 1 0 0
Водопьянова Наталия Евгеньевна профессор, Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности 106 25 11 2
Галашева Ольга Сергеевна инженер-исследователь, Факультет психологии 1 2 1 1
Гнедых Дарья Сергеевна доцент, Кафедра психологии образования и педагогики 74 16 15 10
Головей Лариса Арсеньевна профессор, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 111 11 24 4
Горбунов Иван Анатольевич старший научный сотрудник, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 89 25 19 7
Горюнова Людмила Николаевна доцент, Кафедра эргономики и инженерной психологии 28 13 2 0
Гофман Ольга Олеговна доцент, Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности 30 7 5 5
Грандилевская Ирина Владимировна доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 69 10 5 5
Грицков Владимир Леонидович ассистент, Кафедра эргономики и инженерной психологии 4 3 0 0
Гришина Наталия Владимировна профессор, Кафедра психологии личности 127 15 25 12
Гуриева Светлана Дзахотовна профессор, Кафедра социальной психологии 359 48 16 12
Даниленко Ольга Ивановна профессор, Кафедра общей психологии 89 9 6 5
Данилова Марина Викторовна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 110 10 7 2
Даринская Лариса Александровна профессор, Кафедра психологии образования и педагогики 123 21 13 3
Дейнека Ольга Сергеевна профессор, Кафедра политической психологии 135 25 20 12
Демьянчук Роман Викторович старший преподаватель, Кафедра психологии образования и педагогики 45 4 0 0
Джаошвили Юлия Гочаевна ассистент, Кафедра общей психологии 0 1 0 0
Довгая Наталья Александровна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 0 1 0 0
Доминяк Владислав Игоревич доцент, Кафедра социальной психологии 51 7 5 4
Думчева Алла Германовна доцент, Кафедра педагогики и педагогической психологии 1 0 0 0
Еремина Дарья Алексеевна доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 61 14 15 9
Жвакина Мария Александровна инженер-исследователь, Факультет психологии 0 0 1 1
Жебровская Ольга Олеговна доцент, Кафедра психологии образования и педагогики 21 8 4 1
Жегурова Оксана Александровна ассистент, Кафедра психологии здоровья и отклоняющегося поведения 14 3 1 0
Забарин Алексей Владимирович доцент, Кафедра политической психологии 26 7 4 1
Загашев Игорь Олегович старший преподаватель, Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности 1 1 0 0
Зайцева Юлия Евгеньевна доцент, Кафедра общей психологии 41 12 9 1
Заречнева Анастасия Андреевна ассистент, Кафедра общей психологии 0 0 0 0
Защиринская Оксана Владимировна профессор, Кафедра педагогики и педагогической психологии 296 24 14 7
Зиновьева Елена Викторовна доцент, Кафедра психологии личности 75 12 13 7
Зотова Наталия Евгеньевна доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 16 0 1 1
Ильина Наталья Леонидовна доцент, Кафедра общей психологии 73 9 6 7
Иоффе Елена Викторовна ассистент, Кафедра психологии здоровья и отклоняющегося поведения 2 0 0 0
Исурина Галина Львовна профессор, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 132 10 8 5
Казанцева Татьяна Валерьевна доцент, Кафедра социальной психологии 63 17 12 7
Караваева Татьяна Артуровна профессор, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 10 0 0 0
Карпова Эльвира Борисовна доцент, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 113 9 2 1
Клейман Елена Олеговна инженер-исследователь, Факультет психологии 6 1 1 1
Колосова, Татьяна Александровна доцент, Кафедра психологии образования и педагогики 28 2 0 0
Конфисахор Александр Григорьевич старший преподаватель, Кафедра политической психологии 44 1 0 0
Коротаевская Елизавета Александровна ассистент, Факультет психологии 4 0 2 2
Короткова Инга Сергеевна доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 16 4 1 1
Костромина Светлана Николаевна профессор, Кафедра психологии личности 210 41 47 22
Крайнюков Сергей Владимирович доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 27 0 0 0
Краско Анастасия Сергеевна инженер-исследователь, Факультет психологии 19 3 2 2
Круглов Владимир Георгиевич старший преподаватель, Кафедра эргономики и инженерной психологии 12 14 2 0
Круглова Марина Анатольевна старший преподаватель, Кафедра эргономики и инженерной психологии 49 27 2 0
Крупина Кристина Михайловна инженер-исследователь, Факультет психологии 0 2 1 1
Кузнецова Елена Андреевна доцент, Кафедра психологии личности 33 6 3 3
Кузнецова Ирина Викторовна доцент, Кафедра социальной психологии 66 16 76 6
Кузьмин Андрей Юрьевич ассистент, Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности 4 2 0 0
Куликов Леонид Васильевич профессор, Кафедра социальной психологии 51 18 15 5
Ларькина Виктория Андреевна инженер-исследователь, Факультет психологии 5 1 1 1
Лебедева Екатерина Ивановна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 13 4 3 2
Лепёхин Николай Николаевич доцент, Кафедра эргономики и инженерной психологии 40 17 5 5
Ловягина Александра Евгеньевна доцент, Кафедра общей психологии 76 12 4 4
Логинова Наталья Анатольевна профессор, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 119 4 10 2
Лутова Наталия Борисовна профессор, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 0 0 0 0
Макаров Юрий Александрович доцент, Кафедра педагогики и педагогической психологии 60 5 0 0
Макарова Мария Владимировна ассистент, Кафедра психологии личности 6 0 3 3
Мамина Татьяна Михайловна старший преподаватель, Кафедра психологии личности 21 0 0 0
Маничев Сергей Алексеевич доцент, Кафедра эргономики и инженерной психологии 74 19 19 5
Манукян Виктория Робертовна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 71 10 12 6
Марарица Лариса Валерьевна доцент, Кафедра социальной психологии 65 19 18 7
Матан Валерия Владимировна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 30 2 0 0
Машенко Татьяна Михайловна лаборант-исследователь, Факультет психологии 0 1 1 1
Медина Бракамонте Наталья Анатольевна доцент, Кафедра педагогики и педагогической психологии 28 7 3 2
Медников Степан Викторович доцент, Кафедра общей психологии 45 21 7 0
Мезенцев Дмитрий Фёдорович профессор, Кафедра общей психологии 1 0 0 0
Миланич Юлия Михайловна доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 34 4 3 3
Миргород Наталья Владимировна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 8 6 0 0
Мироненко Ирина Анатольевна профессор, Кафедра общей психологии 126 15 8 6
Мирошник Кирилл Геннадьевич инженер-исследователь 12 0 5 6
Мирошников Евгений Сергеевич лаборант-исследователь, Факультет психологии 0 0 1 1
Мирошников Сергей Александрович научный сотрудник, Факультет психологии 5 0 1 1
Михайлова Надежда Федоровна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 65 5 6 4
Молодцова Галина Ивановна доцент, Кафедра психологии образования и педагогики 44 13 4 2
Морозова Светлана Васильевна доцент, Кафедра общей психологии 30 6 3 3
Москвичева Наталья Львовна доцент, Кафедра психологии личности 124 14 21 5
Муртазина Инна Ралифовна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 57 16 16 14
Мусс Александр Игоревич старший преподаватель, Кафедра общей психологии 28 19 3 2
Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович профессор, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 160 17 16 11
Наследов Андрей Дмитриевич доцент, Кафедра педагогики и педагогической психологии 98 26 16 9
Недошивина Мария Александровна старший преподаватель, Кафедра социальной психологии 20 4 8 4
Никифоров Герман Сергеевич профессор, Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности 84 9 12 5
Обидин Иван Юрьевич старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 7 1 0 0
Одинцова Мария Маратовна старший преподаватель, Кафедра психологии личности 13 1 2 2
Пальмов Олег Игоревич доцент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 33 6 7 2
Парфенова Ольга Александровна инженер-исследователь, Факультет психологии 1 1 1 1
Пахомова Екатерина инженер-исследователь, Факультет психологии 0 0 1 1
Пестерева Елена Викторовна доцент, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 94 1 0 0
Петраш Марина Дмитриевна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 140 31 25 14
Погребицкая Виктория Евгеньевна старший преподаватель, Кафедра эргономики и инженерной психологии 31 7 5 0
Позднякова Татьяна Борисовна старший преподаватель, Кафедра социальной психологии 43 3 0 0
Попова-Никитюк Наталия Сергеевна старший преподаватель, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 1 1 5 6
Посохова Светлана Тимофеевна профессор, Кафедра психологии образования и педагогики 338 6 3 3
Постанина Анастасия Валерьевна стажёр-исследователь, Факультет психологии 3 1 2 2
Потемкина Екатерина Александровна старший преподаватель, Кафедра психологии здоровья и отклоняющегося поведения 8 3 6 0
Почебут Людмила Георгиевна профессор, Кафедра социальной психологии 243 16 13 7
Прусаков Виталий Игоревич ассистент, Кафедра психологии здоровья и отклоняющегося поведения 4 0 0 0
Пятакова Галина Викторовна доцент, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 34 3 3 2
Рафикова Вероника Айдаровна ассистент, Кафедра общей психологии  22 4 4 4
Родионова Елена Анатольевна доцент, Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности 85 10 4 3
Розанов Всеволод Анатольевич профессор, Факультет психологии 122 10 1 1
Рубеко Яна Юрьевна ассистент, Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности 2 1 0 0
Савенышева Светлана Станиславовна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 115 21 25 15
Салитова Марина Валерьевна старший преподаватель, Кафедра психологии личности  10 5 5 0
Самарина Лариса Витальевна старший преподаватель, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 5 0 0 0
Самуйлова Ирина Алексеевна доцент, Кафедра политической психологии 79 20 13 6
Сафонов Владимир Константинович старший преподаватель, Кафедра общей психологии 53 1 4 0
Свенцицкий Анатолий Леонидович профессор, Кафедра социальной психологии 47 7 7 2
Скороходова Юлия Викторовна ассистент, Кафедра общей психологии 0 0 0 0
Смирнова Татьяна Геннадьевна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 2 2 4 0
Солдатова Елена Леонидовна профессор, Факультет психологии 27 4 3 3
Соловьев, Сергей Алексеевич старший преподаватель, Кафедра психологии образования и педагогики 0 0 0 0
Сорокин Виктор Михайлович доцент, Кафедра психологии образования и педагогики 21 2 0 0
Стародубцев Алексей Сергеевич младший научный сотрудник, Кафедра общей психологии 14 2 8 7
Старченкова Елена Станиславовна доцент, Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности 57 7 6 1
Столярчук Елена Анатольевна старший преподаватель, Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности 34 9 1 0
Стрижицкая Ольга Юрьевна профессор, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 160 57 57 25
Сургутский Евгений Денисович инженер-исследователь, Факультет психологии 6 2 1 1
Таусенева Мария Сергеевна стажер-исследователь, Факультет психологии 1 2 2 2
Тихомирова Марина Анатольевна доцент, Кафедра психологии образования и педагогики 32 8 3 3
Ткачева Любовь Олеговна доцент, Кафедра педагогики и педагогической психологии 55 22 9 8
Третьяков Виталий Петрович профессор, Кафедра эргономики и инженерной психологии 24 5 0 0
Тромбчиньски Петр Крыстиан доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 40 7 1 1
Трошихина Евгения Германовна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 56 13 6 2
Трусова Анна Владимировна доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 115 8 2 2
Тураносова Вера Владимировна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 0 1 0 0
Удавихина Ульяна Андреевна научный сотрудник, Кафедра социальной психологии 26 4 5 5
Фельсендорфф Ольга Владимировна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 7 1 0 0
Филатова Анастасия Филипповна ассистент, Факультет психологии 5 1 1 1
Филатова Самира Исабалаевна ассистент, Кафедра общей психологии 4 0 0 0
Цигеман Элина Сергеевна младший научный сотрудник, Факультет психологии 2 0 1 1
Чернего Дарья Ивановна научный сотрудник, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 41 18 30 11
Чикер Вера Александровна доцент, Кафедра социальной психологии 173 10 25 7
Шабалина Екатерина Владимировна ассистент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 11 6 6 6
Шаболтас Алла Вадимовна профессор, Кафедра психологии здоровья и отклоняющегося поведения 287 47 72 29
Шиндрикова Екатерина Валерьевна ассистент, Кафедра общей психологии 4 2 0 0
Шумейко, Елена ассистент, Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности 4 1 0 0
Щелкова Ольга Юрьевна профессор, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 225 17 25 10
Щукин Антон Владимирович старший преподаватель, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 15 5 1 1
Энгельгардт Елена Евгеньевна старший преподаватель, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 9 1 2 0
Юмкина Екатерина Анатольевна старший преподаватель, Кафедра социальной психологии 38 10 7 3
Яковлева Мария Викторовна доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 96 11 13 9
Ялов Анатолий Михайлович доцент, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 12  1 0 0
Яничев Дмитрий Павлович старший преподаватель, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии  5 3 1 1
Яничева Татьяна Гелиевна доцент, Кафедра социальной психологии 54 9 7 3

 

75 лет Якунину Валерию Александровичу

Якунин Валерий Александрович родился 1 марта 1942 года в городе Арзамасе Нижегородской (Горьковской) области, на родине детского писателя Аркадия Гайдара, в бедной многодетной семье.

Мать, Дарья Антоновна, домохозяйка, набожная, неграмотная женщиной, окружившая любовью и заботой всех семерых своих детей.

Отец, Александр Николаевич – рабочий местной войлочной фабрики, имел начальное образование. Как и все в 1941 году ушёл на войну, вскоре был тяжело ранен в ногу, остался мало-трудоспособным инвалидом. Через полгода после смерти Дарьи Антоновны в 1955 году женился повторно и все последующие годы жил в новой семье отдельно от детей.

Из семерых детей Валерий Александрович предпоследний ребёнок. Учился всегда легко и с желанием. По его воспоминаниям мать нередко плакала от радости, когда из школы приходили благодарственные письма в её адрес за воспитание прилежного в учёбе ребёнка.

После окончания семи классов Валерий Александрович учился в местном (Арзамасском) техникуме механизации и электрификации сельского хозяйства. Названный техникум был практически многопрофильным учебным заведением с фундаментальной теоретической и практической подготовкой механизаторов сельского хозяйства. Двухкратная работа на целине (1958 и 1959 гг.) показала заметное преимущество в профессиональной подготовке, которую имели учащиеся с/х техникума по сравнению со студентами с/х вузов, работавших в то же время на целине. В 15-16 лет подростки самостоятельно собирали из разбитых и брошенных комбайнов прилично работавшие затем машины. После окончания техникума пришлось работать слесарем, техником – конструктором.

Срочная военная служба в Советской Армии проходила с 1961 по1964 год во вновь создаваемых тогда ракетных войсках стратегического назначения, в лесных, суровых (особенно зимой) условиях. Однако тёплые воспоминания об армии и сослуживцах остались с Валерием Александровичем навсегда. В ту пору солдаты последнего года службы имели право поступления в вузы и в случае успешной сдачи вступительных экзаменов увольнялись досрочно, и Якунин В.А. был среди таких счастливчиков.

Ещё до службы в армии проявился интерес к философии. Будучи учащимся техникума, Валерий Александрович уже тогда посещал в порядке исключения университет марксизма-ленинизма – распространённой в то время среди взрослых формы идеологического воспитания. Потому и с выбором вуза и специальности определился особо не раздумывая – философский факультет Ленинградского университета. Поступил на отделение психологии в 1964 г.

Как и в школьные годы, учился также легко и с увлечением, был первым Ленинским стипендиатом на вновь образовавшемся в 1966 году факультете психологии на протяжении всего периода обучения.

Трудности носили в основном материальный характер. Но они преодолевались подработками в разные годы в качестве грузчика, почтальона, дворника. При всём этом, время оставалось и на общественную работу и на развлечения. Студенческие годы прошли довольно быстро и незаметно за повседневными разнообразными занятиями – учебными, общественными и личными.

Первыми и непосредственными учителями были Б.Г. Ананьев, Е.С. Кузьмин и Н.А. Розе-Грищенко.

После обучения в аспирантуре (1969-1972) стал работать на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета психологии ЛГУ вначале ассистентом, затем доцентом и позже профессором. С 1984 года по 2014 год, т.е. в течение 30 лет, был заведующим кафедрой. Всего же в Ленинградском университете Якунин В.А. провел ровно 50 лет своей жизни. С 2015 года по состоянию здоровья вышел на пенсию.

Кандидатская диссертация была защищена в 1973 году, докторская диссертация – в 1989, звание профессора по кафедре педагогики и педагогической психологии присвоено в 1991 году.

Валерий Александрович – высококвалифицированный специалист в области теории и истории психологии и педагогики, возрастной и педагогической психологии, психологии и педагогики высшей школы, а также образовательного менеджмента. В течение более 40 лет им были разработаны и читались курсы лекций по истории психологии, педагогической психологии и педагогики для студентов и аспирантов факультета психологии ЛГУ, других вузов Ленинграда/Санкт-Петербурга, а также вузов других городов Советского Союза и России. Его лекции отличались высоким научным уровнем и доступной формой изложения. Как успешный преподаватель он был отмечен Почётной грамотой Ученого Совета СПбГУ за педагогическое мастерство.

Занимая с 1984 года должность заведующего кафедрой, В.А Якунин проявил себя как умелый организатор учебной и научно-исследовательской работы. Следует отметить, что кафедра педагогики и педагогической психологии оказалась в числе первых учебно-научных подразделений страны, где был реализован комплексный (междисциплинарный) и системный подходы к изучению проблем обучения человека на разных этапах его развития. В этот период были развёрнуты широкомасштабные исследования в области психологии и педагогики высшей школы, коорые помогли раскрыть многие общие и частные закономерности обучения студентов, их профессионального становления и личностного развития. В своих ратотах Валерий Александрович рассмтривает обучение в воспитание с позиций системного подхода и теории управления, что позволяет реализовать переход научных изысканий сотрудников кафедры, аспирантов и докторантов на новый теоретический и методологический уровень. Сотрудники, докторанты, аспиранты и соискатели кафедры и сегодня исследуют широкий спектр проблем педагогики и психологии средней и высшей школы, широко применяя экспериментальные и математические методы, утверждая статус педагогики и психологии как экспериментальных наук.

Развёрнутая под руководством В.А Якунина научно-исследовательская работа и работа по подготовке научных кадров (за последние 30 лет подготовлено около 200 кандидатов и докторов наук), позволили кафедре педагогики и педагогической психологии вырасти в крупный учебно-научный центр. Кафедра активно занималась научным сотрудничеством и сотрудничество в сфере образования (конференции, лекции, экспертиза в форме ГАК) со многими научными центрами и вузами России. Под личным руководством В.А Якунина с 1975 было успешно защищено около 100 кандидатских и докторских диссертаций.

Результаты большой научно-исследовательской работы руководимой В.А Якуниным кафедры получили своё отражение в многочисленных публикациях её сотрудников, а также в его собственных работах (145 научных, учебных и методических работ, в том числе 5 монографий и 8 учебных пособий).

С начала 90-х годов В.А. Якунин принимал активное участие в работе диссертационных советов при СПбГУ и других вузов г. Санкт-Петербурга, а с 1992 и по 2012 года, т.е. на протяжении 20 лет, был председателем докторского диссертационного совета на факультете психологии СПбГУ по специальностям 13.00.01- общая педагогика и история образования и 19.0013- психология развития, акмеология.

За существенный вклад в развитие психологической, педагогической науки и образования в России, Якунину В.А. в 2002 году президентом присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской федерации».

Ещё одна сторона жизни Валерия Александровича – это общественная работа. Много лет он избирался секретарём комсомольской организации факультета психологии, входил в состав Профкома сотрудников ЛГУ. С 1981 по 1983 год избирался секретарём партийной организации факультета психологии. С 1983 по 1985 – член парткома ЛГУ и его бюро, а также председатель партийной комиссии по приёму в партию и персональным делам. После 1985 года в парткоме ЛГУ отвечал за организацию учебно-воспитательной работы со студентами на естественных факультетах университета. Кроме того, на общественных началах с 1976 года по 1980 год исполнял обязанности заместителя декана по учебно-воспитательной работе со студентами, был ответственным секретарём приёмной комиссии факультета психологи. А в 1982-1983 годах – первым заместителем ответственного секретаря Центральной приёмной комиссии всего университета.

Валерий Александрович полагает, что социальные потрясения 90-х годов заметного отрицательного влияния не оказали ни на его жизнь, ни на профессиональную карьеру. Более того, именно эти годы показали насколько востребована психологическая наука, как в прикладном, так и теоретическом отношении. В это время он ощущает свою профессиональную востребованность. Его приглашают читать лекции по всей стране. Активно работает с большим количеством аспирантов.

Оценивая прожитый период своей жизни, Валерий Александрович говорит: «Я состоялся как в профессионально-деловом, так и социально-личностном, семейном плане. Потому могу и имею право размышлять о потенциалах развития и саморазвития».

Семью он завёл ещё в студенческие годы, на 5 курсе. Женился по любви в 1968 году на Шестаковой О.Н., в ту пору студентке 3 курса того же факультета психологии, с которой познакомился по комсомольской работе. В 1969 году появилась дочь, а 1978 году родился сын.

В настоящее время жена Якунина Ольга Николаевна является кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником НИИ им. В.М. Бехтерева, где и работает с 1971 года по настоящее время. Дочь Якунина (сейчас Сергеева) Виктория закончила дошкольный факультет Санкт-Петербургского педагогического университета им.А.И Герцена и в настоящее время работает воспитателем детского сада. Сын Вячеслав Валерьевич получил высшее образование в Санкт-Петербургском морском университете (в прошлом кораблестроительный институт) по специальности информатика и в настоящее время живет с семьей и работает ведущим программистом в одном из зарубежных банков в Праге. У дочери есть уже взрослый сын, внук и внучка, а у сына две дочурки.

Как человека, В.А Якунина отличают высокие гражданские и нравственные качества, активная жизненная позиция, целеустремленность и творческий подход к разным делам, самостоятельность и относительная независимость от средовых и внешних социальных факторов, работоспособность и трудолюбие, обязательность и чувство долга, принципиальность и ответственность за порученное дело, уважительное и доброжелательное отношение к людям. Все эти качества обеспечили ему заслуженный авторитет среди преподавателей, сотрудников, студентов, любовь и уважение родных и друзей.

В.А.Якунин — автор 145 научных, учебных и учебно-методических работ. Среди них наиболее значимы:

Монографии:

  1. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. – Л., 1983 (10 п.л., коллективная монография)
  2. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. – Л., 1988 (10 п.л.)
  3. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. – М., 1994 (10. п.л.)
  4. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 1998 (30 п.л.)
  5. Якунин В.А. Педагогическая психология. 2-е издание.– СПб., 2000 (22 п.л.)

Учебные пособия:

  1. Якунин В.А. Психология педагогической деятельности. – Л., 1990 (6 п.л.)
  2. Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе. – Л., 1991 (6 п.л.)
  3. Якунин В.А. Педагогика. Теория обучения. – СПб., 1993 (5.п.л.)
  4. Якунин В.А. Педагогика и психология высшего образования. – СПб., 1996 (20 п.л.)
  5. Якунин В.А. История психологии. – СПб., 1998 (20 п.л.)

Автор: Макаров Юрий Александрович


Научные тексты (статьи, монографии, учебники) В.А.Якунина, работы аспирантов и докторантов, выполненные под его руководством, позволяют говорить о нём как о крупном отечественном теоретике педагогической психологии.

Вездесущая Википедия объявляет понятия «педагогическая психология» и «психология образования» синонимами, отдавая предпочтение второму, более современному, тем самым указывая, что «педагогическая психология» должна быть отнесена к разряду устаревших. Но В.А.Якунин в своих работах принципиально отстаивает самобытность педагогической психологии как отрасли российской педагогической науки, берущей своё начало ещё в работах К.Д.Ушинского и П.Ф.Каптерева. Считая главной миссией педагогической психологии изучение закономерностей развития человека в условиях обучения и воспитания, он определяет для себя научную проблему в теоретическом поле педагогической психологии: выявление психологических особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияния этих процессов на интеллектуальное и личностное развитие.

Теоретическая концепция В.А.Якунина строится на чётких положениях.

  1. Обучение – организованная форма социального воздействия, и значит, может быть описано с позиции теории управления. В процессе обучения происходит управление психическим развитием человека.
  2. Процессуально обучение складывается как последовательность и цикличность сменяющих друг друга процессов целеполагания, информации, прогнозирования, принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и коррекции. Именно они определяют педагогическую технологию обучения.
  3. Управление в процессе обучения носит цикличный характер, поскольку этого требует процесс психического развития обучающихся.
  4. Обучающий и обучаемый могут выступать в качестве субъекта управления по отношению к другим и к самому себе.
  5. Позиция субъекта обучающегося является решающим фактором развития и саморазвития его личности.
  6. Критериями эффективности обучения являются содержание и уровень сформированности у обучающихся основных функций управления, выступающих в устойчивых формах социально значимых и профессиональных качеств личности.

Будучи философом по складу ума, В.А Якунин испытывает интерес к философии и изучает её. Не случайно, в ЛГУ он поступал на философский факультет, где позже перешёл на вновь открытое отделение психологии. Его лекции по истории психологии, которые он много лет читал на факультете психологии СПбГУ, всегда отличала глубокая философская обоснованность. И в своих теоретических работах по педагогической психологии В.А.Якунин даёт убедительное философское обоснование основным концептуальным положениям.

Так, рассмотрение обучения как процесса управления он основывает на теории систем и выдвигает ряд значимых положений при характеристике педагогических систем. Убедительное философское обоснование присутствует при характеристике цели,  стратегий и способов прогнозирования в обучении.

Чрезвычайное значение в настоящее время получили мысли В.А.Якунина о прогнозировании в процессе обучения. В ситуации непредсказуемости социальных процессов, динамичности информационных основ обучения, рассогласованности образовательного пространства положение о том, что процесс прогнозирования всегда основан на прошлом, в котором сохраняется опыт повторяющихся событий и стоящих за ними причинно-следственных связей, даёт ключ к действию педагога в условиях неопределённости.

В.А.Якунин в своих работах обращает специальное внимание на значимость мотивационно-целевой основы учения. Она представляет собой сложный объект исследования, поскольку общая структура учебной мотивации многообразна, а на разных уровнях выражается ещё и в разных формах, поэтому индивидуальная система мотивов ещё более многозначна. В.А.Якунин ставит вопросы: «Какова динамика и характер взаимодействия различных форм и уровней мотивации на разных этапах обучения?» «Как можно управлять мотивационно-целевой системой обучения?» На эти вопросы ответили в своих диссертациях его ученики.

Разработанная В.А.Якуниным методика изучения учебной мотивации студентов до сих пор широко используется при подготовки выпускных квалификационных работ бакалавров, магистерских и кандидатских диссертаций.

Теоретические идеи своей концепции  В.А.Якунин блестяще воплотил на практике. Он прекрасно учил студентов, действительно, управляя их познавательной деятельностью. Сложный курс «Истории психологии», который он вёл, был организован с учётом основных функций управления, и студенты неизменно демонстрировали эффективность его освоения.

В.А.Якунин умел привлекать талантливых людей, понимая, что без единомышленников никакое развитие науки невозможно. На кафедре педагогики и педагогической психологии СПбГУ, которой он руководил более четверти века, всегда училось большое количество аспирантов и докторантов, молодые преподаватели были его учениками. Работы В.А.Якунина, общение с ним оказали огромное влияние на развитие санкт-петербургской школы педагогической психологии.

Автор: Голованова Надежда Филипповна