Василенко Виктория Евгеньевна

Кандидат психологических наук
доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии

Научные интересы:

  • Психология возрастных кризисов детства и отрочества;
  • Психология общения детей и подростков;
  • Развитие Я-концепции в детском и подростковом возрасте;
  • Соотношение интеллекта, креативности и саморегуляции.

Читаемые курсы:

  • Психология развития;
  • Акмеология;
  • Возрастная психология здоровья;
  • Диагностика и развитие детской одаренности;
  • Зоопсихология и сравнительная психология (семинары).

Основные публикации:

  1. Василенко В.Е. Интеллектуально-личностное развитие школьников в связи с особенностями их поведенческой саморегуляции. Дисс. на соискание ученой степени канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2003. 198 с.
  2. Грищенко Н.А., Василенко В.Е. Акмеология. Методические указания для студентов факультета психологии. СПб.: СПбГУ, 2006. 32 с.
  3. Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: Учебное пособие. СПб: СПбГУ, 2006. 61 с.
  4. Василенко В.Е. К проблеме исследования возрастного кризиса детей с разным уровнем школьной готовности // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 12. Вып. 4. 2008. С. 55-64.
  5. Василенко В.Е. Возрастные кризисы детства и отрочества: дискуссионные проблемы // Психология человека в современном мире. Т.3. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. С.27-35.
  6. Василенко В.Е. Факторы психического здоровья детей в период возрастного кризиса // Психология здоровья дошкольника: Учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2010. С. 182-222.
  7. Василенко В.Е. Они хотят быть взрослыми!, или Снова кризис // Развитие личности ребенка от пяти до семи. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. С. 89-117.
  8. Василенко В.Е. Переход к подростковому возрасту: кризис развития // Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. С. 557-578.
  9. Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: Практикум. СПб.: СПбГУ, 2011. 80 с.
  10. Савенышева С.С., Василенко В.Е., Стрижицкая О.Ю. Психология развития и возрастная психология. Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГУ, 2011. 80 с.
  11. Василенко В.Е., Зубкова М.В. Проявления кризиса семи лет в связи с особенностями семьи. Manifestations of the «seven old child’s crisis» and family characteristics // International Journal of Developmental and Educational Psychology INFAD Revista de Psicologia, 2013. Vol.1, №1. Pp. 19-30.
  12. Василенко В.Е. Проявления кризиса трёх лет в связи с особенностями родительского отношения к ребёнку (кросскультурный аспект). // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 12. Вып. 3. 2013. С. 42-51.
  13. Крутицкая Н.Ю., Василенко В.Е. Сравнительный анализ эмоционального развития сельских и городских старших дошкольников, посещающих ГДОУ // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В. Шаболтас. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. Т.1, № 1.С. 127-132.
  14. Мороз П.С., Василенко В.Е. Социальная компетентность и детско-родительские отношения в старшем дошкольном возрасте // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В.Шаболтас. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. Т.1, № 1.С. 166-171.
  15. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель-ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 84–95.
  16. Косенкова А.М., Василенко В.Е. Проявления конформности и коммуникативное развитие детей в период кризиса трех лет // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В.Шаболтас. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. Т.2. С. 142-148.
  17. Яблочкина А.А., Василенко В.Е. Особенности общения и проявления кризиса трех лет у детей в связи с характеристиками материнского отношения // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В.Шаболтас. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2014. Т.2. С. 342-348.
  18. Василенко В.Е., Воробьева А.В. Динамика протекания кризиса трех лет и характеристики материнского отношения к ребенку // Сборник статей Всероссийской конференции "Семья, брак и родительство в современной России". Москва, 24-25 октября 2014. С.46-51.
  19. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и критические периоды детства // Психологический журнал, 2015, Том 36, №2. С.32-43.
  20. Иванова Ю.Ю., Василенко В.Е. Проявления кризиса 3 лет в связи с факторами возраста, пола и структуры семьи // "От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах / Отв. ред. Богоявленская Д.Б. М.: Когито-Центр, 2015, Том 3, С. 99-102.
  21. Василенко В.Е. Проявления «кризиса 7 лет» в связи с факторами возраста, пола ребенка и особенностями семейной ситуации // "От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах / Отв. ред. Богоявленская Д.Б. М.: Когито-Центр, 2015, Том 3, С. 92-95.
  22. Лебедева А.А., Василенко В.Е. Психологическое время и саморегуляция поведения личности в разные периоды взрослости // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В. Шаболтас. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. Т.3.С. 91-96.
  23. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Под общ. ред. Л.А. Головей. М.: Юрайт, 2016. 413 с. (раздел 1, глава 7, раздел 3).

Научная работа. Гранты:

  1. Грант министерства образования и науки РФ (2004-2005) «Компетентностный подход к психическому здоровью младших школьников» (исполнитель);
  2. НИР по тематическому плану СПбГУ №11.1.05 (2005-2008) «Исследование индивидуально-типических характеристик и динамики психических состояний человека в процессе его онтогенетического развития и обучения» (исполнитель);
  3. Грант РГНФ №08-06-00444a (2008-2010) «Субъективные переживания детства и формирование семейных отношений» (исполнитель);
  4. Грант РГНФ №13-06-00480 (2013-2015) «Семья как ресурс психического развития детей в стабильные и критические периоды онтогенеза» (исполнитель).

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.