Василенко Виктория Евгеньевна

Кандидат психологических наук
доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии

Научные интересы:

  • Психология возрастных кризисов детства и отрочества;
  • Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды онтогенеза;
  • Эмоциональное развитие дошкольников;
  • Психология общения детей и подростков;
  • Развитие Я-концепции в детском и подростковом возрасте;
  • Соотношение интеллекта, креативности и саморегуляции в разные периоды онтогенеза.

Читаемые курсы:

  • Психология развития;
  • Зоопсихология и сравнительная психология;
  • Акмеология;
  • Возрастная психология здоровья;
  • Диагностика и развитие детской одаренности.

Основные публикации:

  1. Василенко В.Е., Наталенко Я.В. Проявления кризиса одного года и детско-родительское эмоциональное взаимодействие // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей: Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 53. Часть 9. С. 268-277.
  2. Василенко В.Е., Уланова Ю.Ю. Опросник выраженности симптомов кризиса трех лет: психометрические характеристики [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. С. 185–198. doi:10.17759/psyedu.2016080418
  3. Уланова Ю.Ю., Василенко В.Е. Проявления кризиса трех лет в связи с особенностями детско-родительского взаимодействия // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 4. С. 68–82. doi:10.17759/sps.2016070405
  4. Уланова Ю.Ю., Василенко В.Е. Протекание кризиса трех лет в связи с факторами возраста, пола, структуры семьи и социализации ребенка // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 3 (27). С. 75–85. doi: 10.17072/2078-7898/2016-3-75-85.
  5. Сотникова А.Е., Василенко В.Е. Соотношение креативности и саморегуляции поведения в старшем дошкольном возрасте // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В. Шаболтас. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. Т.4.С. 199-204.
  6. Головей Л.А., Василенко В.Е., Савенышева С.С. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 5–18. doi:10.17759/sps.2016070201.
  7. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Под общ. ред. Л.А. Головей. М.: Юрайт, 2016. 413 с. (раздел 1, глава 7, раздел 3).
  8. Лебедева А.А., Василенко В.Е. Психологическое время и саморегуляция поведения личности в разные периоды взрослости // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В. Шаболтас. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. Т.3.С. 91-96.
  9. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и критические периоды детства // Психологический журнал, 2015, Том 36, №2. С.32-43.
  10. Яблочкина А.А., Василенко В.Е. Особенности общения и проявления кризиса трех лет у детей в связи с характеристиками материнского отношения // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В.Шаболтас. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2014. Т.2. С. 342-348.
  11. Косенкова А.М., Василенко В.Е. Проявления конформности и коммуникативное развитие детей в период кризиса трех лет // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В.Шаболтас. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. Т.2. С. 142-148.
  12. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель-ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 84–95.
  13. Мороз П.С., Василенко В.Е. Социальная компетентность и детско-родительские отношения в старшем дошкольном возрасте // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В.Шаболтас. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. Т.1, № 1.С. 166-171.
  14. Крутицкая Н.Ю., Василенко В.Е. Сравнительный анализ эмоционального развития сельских и городских старших дошкольников, посещающих ГДОУ // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В. Шаболтас. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. Т.1, № 1.С. 127-132.
  15. Василенко В.Е. Проявления кризиса трех лет в связи с особенностями родительского отношения к ребенку (кросскультурный аспект). // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 12. Вып. 3. 2013. С. 42-51.
  16. Василенко В.Е., Зубкова М.В. Проявления кризиса семи лет в связи с особенностями семьи. Manifestations of the «seven old child’s crisis» and family characteristics // International Journal of Developmental and Educational Psychology INFAD Revista de Psicologia, 2013. Vol.1, №1. Pp. 19-30.
  17. Савенышева С.С., Василенко В.Е., Стрижицкая О.Ю. Психология развития и возрастная психология. Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГУ, 2011. 80 с.
  18. Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: Практикум. СПб.: СПбГУ, 2011. 80 с.
  19. Василенко В.Е. Переход к подростковому возрасту: кризис развития // Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. С. 557-578.
  20. Василенко В.Е. Они хотят быть взрослыми!, или Снова кризис // Развитие личности ребенка от пяти до семи. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. С. 89-117.
  21. Василенко В.Е. Факторы психического здоровья детей в период возрастного кризиса // Психология здоровья дошкольника: Учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2010. С. 182-222.
  22. Василенко В.Е. К проблеме исследования возрастного кризиса детей с разным уровнем школьной готовности // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 12. Вып. 4. 2008. С. 55-64.
  23. Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: Учебное пособие. СПб: СПбГУ, 2006. 61 с.
  24. Грищенко Н.А., Василенко В.Е. Акмеология. Методические указания для студентов факультета психологии. СПб.: СПбГУ, 2006. 32 с.
  25. Василенко В.Е. Интеллектуально-личностное развитие школьников в связи с особенностями их поведенческой саморегуляции. Дисс. на соискание ученой степени канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2003. 198 с.

Научная работа. Гранты:

  1. Грант РГНФ № 16-06-00392 (2016-2018) «Динамика отношений мать-отец-ребенок и психическое развитие ребенка в перинатальный период его развития» (исполнитель)
  2. Грант РГНФ №13-06-00480 (2013-2015) «Семья как ресурс психического развития детей в стабильные и критические периоды онтогенеза» (исполнитель);
  3. Грант РГНФ №08-06-00444a (2008-2010) «Субъективные переживания детства и формирование семейных отношений» (исполнитель);
  4. НИР по тематическому плану СПбГУ №11.1.05 (2005-2008) «Исследование индивидуально-типических характеристик и динамики психических состояний человека в процессе его онтогенетического развития и обучения» (исполнитель);
  5. Грант министерства образования и науки РФ (2004-2005) «Компетентностный подход к психическому здоровью младших школьников» (исполнитель);