Василенко Виктория Евгеньевна

Кандидат психологических наук
доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Образование:

  • В 1996 г. закончила Санкт-Петербургский государственный университет, специальность "психолог; преподаватель".
  • В 2002 г. закончила аспирантуру СПбГУ (кафедра психологии развития и дифференциальной психологии)
  • В 2003 г. присуждена ученая степень кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 - психология развития, акмеология
  • В 2013 г. присвоено ученое звание доцента по кафедре психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ

Повышение квалификации (основная информация):

  •  «Развитие одаренных детей», СПбГУ, 2010, 24 часа
  • «Юнгианская песочная терапия», СПбГУ, 2011, 54 часа
  • «Современный статистический анализ данных на компьютере», СПбГУ, 2012, 72 часа
  • «Английский язык в профессиональных сферах» (модуль В1). СПбГУ, 2015, 144 часа
  • «Английский язык в профессиональных сферах (модуль В2). СПбГУ, 2016, 576 часов (288 часов контактной работы)

Научные интересы:

  • Психология возрастных кризисов детства и отрочества
  • Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды онтогенеза
  • Эмоциональное развитие дошкольников
  • Психология общения детей и подростков
  • Развитие Я-концепции в детском и подростковом возрасте
  • Соотношение интеллекта, креативности и саморегуляции в разные периоды онтогенеза.

Читаемые курсы:

  • Психология развития 
  • Зоопсихология и сравнительная психология
  • Акмеология 
  • Возрастные кризисы жизненного цикла
  • Диагностика и развитие одаренности

Основные публикации: 

  1. Василенко В.Е., Сергуничева Н.А. Взаимосвязи компонентов и маркеров эмоциональной компетентности старших дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 61. Часть 1.  С. 348 – 354.
  2. Василенко В.Е., Кузнецова (Уланова) Ю.Ю., Наталенко Я.В. Протекание кризисов раннего детства в связи с детско-родительским взаимодействием // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 58. Часть 3.  С. 308 – 313.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся: учебно-метод. пособие / под ред. Л.А. Даринской. СПб.: СПбГУ, 2017. 124 с. (параграфы 1.1., 1.2 и 1.3 совместно с С.С. Савенышевой)
  4. Василенко В.Е., Уланова Ю.Ю. Опросник выраженности симптомов кризиса трех лет: психометрические характеристики [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. С. 185–198. doi:10.17759/psyedu.2016080418
  5. Головей Л.А., Василенко В.Е., Савенышева С.С. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 5–18. doi:10.17759/sps.2016070201.
  6. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Под общ. ред. Л.А. Головей. М.: Юрайт, 2016. 413 с. (раздел 1, глава 7, раздел 3).
  7. Лебедева А.А., Василенко В.Е. Психологическое время и саморегуляция поведения личности в разные периоды взрослости // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А.В. Шаболтас. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. Т.3.С. 91-96.
  8. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и критические периоды детства // Психологический журнал, 2015, Том 36, №2. С.32-43.
  9. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель-ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 84–95.
  10. Василенко В.Е., Зубкова М.В. Проявления кризиса семи лет в связи с особенностями семьи. Manifestations of the «seven old child’s crisis» and family characteristics // International Journal of Developmental and Educational Psychology INFAD Revista de Psicologia, 2013. Vol.1, №1. Pp. 19-30.
  11. Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: Практикум. СПб.: СПбГУ, 2011. 80 с.
  12. Василенко В.Е. Переход к подростковому возрасту: кризис развития // Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. С. 557-578.
  13. Василенко В.Е. Они хотят быть взрослыми!, или Снова кризис // Развитие личности ребенка от пяти до семи. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. С. 89-117.
  14. Василенко В.Е. Факторы психического здоровья детей в период возрастного кризиса // Психология здоровья дошкольника: Учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2010. С. 182-222.
  15. Василенко В.Е. Интеллектуально-личностное развитие школьников в связи с особенностями их поведенческой саморегуляции. Дисс. на соискание ученой степени канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2003. 198 с.

Научная работа. Гранты:

  • Грант РФФИ № 18-013-00990 (2018-2019) «Семейные факторы эмоциональной компетентности дошкольников» (руководитель)
  • Грант РФФИ № 16-06-00392-ОГН (2016-2018) «Динамика отношений мать-отец-ребенок и психическое развитие ребенка в перинатальный период его развития» (исполнитель)
  • Грант РГНФ №13-06-00480 (2013-2015) «Семья как ресурс психического развития детей в стабильные и критические периоды онтогенеза» (исполнитель);
  • Грант РГНФ №08-06-00444a (2008-2010) «Субъективные переживания детства и формирование семейных отношений» (исполнитель);
  • НИР по тематическому плану СПбГУ №11.1.05 (2005-2008) «Исследование индивидуально-типических характеристик и динамики психических состояний человека в процессе его онтогенетического развития и обучения» (исполнитель);
  • Грант министерства образования и науки РФ (2004-2005) «Компетентностный подход к психическому здоровью младших школьников» (исполнитель);