Основные научные направления деятельности кафедры

1) Разработка научно-методических основ специальной психологии в связи с модернизацией специального образования и подготовкой нового поколения специальных психологов для работы в условиях интеграции и инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

2) Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с сенсорными и двигательными, эмоциональными и интеллектуальными нарушениями, а также с материнской и отцовской депривацией; разработка инновационных моделей семейного воспитания детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья.

3) Сочетание практико-ориентированных научных исследований с подготовкой современного психолога для оказания высококвалифицированной помощи и поддержки неблагополучным детям и их семьям.

4) Профилактика и реабилитация детей и подростков групп социального и биологического риска, а также с ограниченными возможностями здоровья, употребляющих психоактивные вещества и имеющих девиантное поведение.


В настоящее время на кафедре обучаются 16 аспирантов, 3 соискателя, 2 докторанта.

За последние 5 лет на кафедре подготовлено и защищено 25 кандидатских диссертаций по специальностям коррекционная и медицинская психология. 6 лет функционирует магистратура по направлению «Коррекционная психология».


Высокую квалификацию преподавателей кафедры подтверждают результаты научной работы. В 2010 г. опубликовано 3 монографии:

- Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых детей, 6,1 п.л.

- Шипицына Л.М. Маленькие воришки. Как их распознать и что с ними делать, 12 п.л.

- Защиринская О.В. Семья и ребенок с трудностями в обучении, 13,5 п.л.


Издан учебно-методический комплекс «Специальная психология» для бакалавров по психологии /Под ред. Л.М. Шипицыной, включающий учебник (главы в котором написаны Шипицыной Л.М., Сорокиным В.М., Защиринской О.В., Демьянчуком Р.В.), учебную программу и практикум по специальной психологии (Сорокин В.М.). Соавторами учебника являются не только преподаватели кафедры, но и ведущие специалисты в стране, такие как академик РАО В.И. Лубовский.


Кроме учебника, издано в 2010 г. 3 пособия (учебных и учебно-методических):

- Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка, 17,5 п.л., на немецком языке;

- Шипицына Л.М. (ред.), Демьянчук Р.В. Мир, безопасный для юных. Профилактическая работа по предотвращению торговли детьми и эксплуатации детского труда, 5п.л.;

- Основы психодиагностики, соавтор Посохова С.Т.

Преподавателями кафедры в 2010г. опубликовано 54 статьи, из которых 10 в изданиях ВАК, а также сделано 50 научных докладов, из них 23 – на международных конференциях.


Преподаватели кафедры участвовали в выполнении 3-х грантов РГНФ (Шипицына Л.М., Защиринская О.В.), 3 проектах МО и Н РФ (Иванов Е.С. и Демьянчук Р.В.) – без дополнительного финансирования по психолого-педагогическому сопровождению детей с аутизмом (федеральная экспериментальная площадка МО и Н РФ на базе ГОУ №687 «Центр реабилитации ребенка»), а также в международном проекте Совета стран Балтийского моря – с Данией «Профилактика незаконного трафика детей за границу» (руководитель - Шипицына Л.М., исполнитель - Демьянчук Р.В.).