Кафедра специальной психологии

Заведующая кафедройНаталья Леонидовна Коновалова

Телефон: +7 (812) 328-94-02

эл.почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure


Начиная с 90-х годов XX века, в России формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья, происходят существенные изменения концептуального, научно-методического, организационно-практического, психолого-педагогического и др. направлений в системе специального образования. Происшедшие перемены предъявляют все более высокие требования к уровню подготовки специалистов-психологов по диагностике, консультированию, коррекции и сопровождению проблемных детей и их семей.

Учитывая высокую потребность в квалифицированных кадрах — психологах для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, для работы в условиях интеграции и инклюзивного образования, а также сопровождения разных категорий неблагополучных детей и их семей, в СПбГУ, впервые в России именно в классическом университете, по заказу министерства образования РФ, решением Ученого Совета СПбГУ (№10 от 28 ноября 1994 г.) на факультете психологии была открыта кафедра специальной психологии.

Предназначение кафедры:

Повышение качества подготовки специальных психологов на всех уровнях обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура) с овладением современными инновационными технологиями научной, практической и консультационной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с государственными стандартами нового поколения подготовка востребованных на практике и в науке специальных психологов, обеспечение их обучения новыми учебными программами и пособиями.

Коновалова Н.Л., и.о. заведующего кафедрой, доцент, кандидат психологических наук

Бучкина И.П., доцент, кандидат психологических наук

Демьянов Ю.Г.,доцент, кандидат медицинских наук

Кондратьева (Мачильская) А.П., ассистент

Посохова С.Т., профессор, доктор психологических наук

Сорокин В.М., доцент, кандидат психологических наук

Основные научные направления деятельности кафедры

1) Разработка научно-методических основ специальной психологии в связи с модернизацией специального образования и подготовкой нового поколения специальных психологов для работы в условиях интеграции и инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

2) Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с сенсорными и двигательными, эмоциональными и интеллектуальными нарушениями, а также с материнской и отцовской депривацией; разработка инновационных моделей семейного воспитания детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья.

3) Сочетание практико-ориентированных научных исследований с подготовкой современного психолога для оказания высококвалифицированной помощи и поддержки неблагополучным детям и их семьям.

4) Профилактика и реабилитация детей и подростков групп социального и биологического риска, а также с ограниченными возможностями здоровья, употребляющих психоактивные вещества и имеющих девиантное поведение.


В настоящее время на кафедре обучаются 16 аспирантов, 3 соискателя, 2 докторанта.

За последние 5 лет на кафедре подготовлено и защищено 25 кандидатских диссертаций по специальностям коррекционная и медицинская психология. 6 лет функционирует магистратура по направлению «Коррекционная психология».


Высокую квалификацию преподавателей кафедры подтверждают результаты научной работы. В 2010 г. опубликовано 3 монографии:

- Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых детей, 6,1 п.л.

- Шипицына Л.М. Маленькие воришки. Как их распознать и что с ними делать, 12 п.л.

- Защиринская О.В. Семья и ребенок с трудностями в обучении, 13,5 п.л.


Издан учебно-методический комплекс «Специальная психология» для бакалавров по психологии /Под ред. Л.М. Шипицыной, включающий учебник (главы в котором написаны Шипицыной Л.М., Сорокиным В.М., Защиринской О.В., Демьянчуком Р.В.), учебную программу и практикум по специальной психологии (Сорокин В.М.). Соавторами учебника являются не только преподаватели кафедры, но и ведущие специалисты в стране, такие как академик РАО В.И. Лубовский.


Кроме учебника, издано в 2010 г. 3 пособия (учебных и учебно-методических):

- Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка, 17,5 п.л., на немецком языке;

- Шипицына Л.М. (ред.), Демьянчук Р.В. Мир, безопасный для юных. Профилактическая работа по предотвращению торговли детьми и эксплуатации детского труда, 5п.л.;

- Основы психодиагностики, соавтор Посохова С.Т.

Преподавателями кафедры в 2010г. опубликовано 54 статьи, из которых 10 в изданиях ВАК, а также сделано 50 научных докладов, из них 23 – на международных конференциях.


Преподаватели кафедры участвовали в выполнении 3-х грантов РГНФ (Шипицына Л.М., Защиринская О.В.), 3 проектах МО и Н РФ (Иванов Е.С. и Демьянчук Р.В.) – без дополнительного финансирования по психолого-педагогическому сопровождению детей с аутизмом (федеральная экспериментальная площадка МО и Н РФ на базе ГОУ №687 «Центр реабилитации ребенка»), а также в международном проекте Совета стран Балтийского моря – с Данией «Профилактика незаконного трафика детей за границу» (руководитель - Шипицына Л.М., исполнитель - Демьянчук Р.В.).

Сотрудниками кафедры разработаны и реализуются на практике собственные оригинальные авторские курсы по таким учебным дисцип­линам, как возрастная психиатрия, нейропсихология детей и подрост­ков, превентивная психология, психология лиц с нарушениями слуха и зрения, психология детей с умственной отсталостью, психология детей с ЗПР, психология лиц с эмоционально-волевыми нарушениями, психо­логия лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология лиц со сложными недостатками в развитии и др. Кроме того, процесс подготовки студентов предполагает широкий выбор специализирован­ных курсов по выбору.


Сотрудниками кафедры разработано более 20 элективных курсов.

Современная подготовка будущих психологов предполагает формирование широкого спектра практических навыков как в сфере психодиагностики, так и в особенности в области коррекционной и профилактической работы. Именно поэтому проведению раз­личных по содержанию практик на кафедре предается особое значение. Базовыми учреждениями для проведения практик являются не только общеобразовательные и коррекционные учреждения, но реабилитаци­онные центры, а также семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Как теоретическая, так и практическая подготовка студентов направлена на формирование умений в работе с лицами с самой разнообразной пато­логией и их ближайшим окружением.


Кафедра ведет учебную работу на дневном, вечернем и заочном отделениях факультета по специализации «Специальная психология», а также по направлениям бакалавриата и магистратуры. Количество студентов на специализации - 73 человека.


В 20011/2012 учебном году кафедра подключилась к подготовке студентов по новым стандартам бакалавриата и магистратуры. Преподаватели кафедры участвовали в разработке учебного плана по магистерскй программе «Психология развития и образования» по профилю «Психология специального образования».

Разработаны новые учебные программы для магистратуры:

- Актуальные проблемы психологии развития (доц. Сорокин В.М.)

- Дизайн и организация психологического исследования (проф. Посохова С.Т.)

- Практикум по методам в психологии образования (доц. Демьянчук Р.В.)

Дисциплины по выбору:

- Психолого-педагогические проблемы обучения детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами (проф. Иванов Е.С.)

- Психосексуальное воспитание детей с нормальным и нарушенным развитием (доц. Демьянов Ю.Г.)