Основные направления научной работы кафедры:

1. Изучение проблемы психологических аспектов самоорганизации будущего специалиста (в рамках тематического плана факультета психологии). В ходе исследования разработана модель изучения психологических факторов самоорганизации будущего специалиста на этапе обучения в вузе; позволяющая изучать самоорганизацию будущего специалиста на таких двух уровнях, как:

1) самоорганизацию учебной или научно-исследовательской деятельности через анализ компонентов самоорганизации с точки зрения их функциональной нагрузки (проблемно-целевой, программно-целевой, операционально-технологический, рефлексивно-оценочный);

2) самоорганизацию личности будущего специалиста в условиях вузовской образовательной среды через анализ интегральной совокупности природных и социально приобретенных свойств, воплощенной в осознаваемых особенностях его воли, интеллекта, мотивов и реализуемой в структурно-функциональной упорядоченности выполняемой им учебной и научно-исследовательской деятельности.


2. Психология и педагогика личностного развития субъектов образовательного процесса в школе и вузе, психолого-педагогические аспекты профессионального становления и роста специалистов образовательной сферы. В рамках данного направления проводятся исследования по проблемам антропогогики психологии, психологии социализации, психологии искусства, психологии развития интеллекта и креативности, психологии и педагогики развития самостоятельности и творчества.


3. Апробация модели изучения психологических факторов самоорганизации будущего специалиста в ходе эмпирических исследований, позволивших выявить и описать специфические особенности становления и проявления самоорганизации учебной деятельности студентов и научно-исследовательской деятельности аспирантов, в том числе специфику влияния стиля мышления и временной перспективы студентов на их саморегуляцию и самоорганизацию;, а также их дифференциацию для студентов гуманитарных и естественно-математических факультетов университета, специфику влияния мотивации учения на самоорганизацию студентов и аспирантов.


4. Психология и педагогика личностного развития субъектов образовательного процесса в школе и вузе, психолого-педагогические аспекты профессионального становления и роста специалистов образовательной сферы. В рамках данного направления проводятся исследования по проблемам антропогогики психологии, психологии социализации, психологии искусства, психологии развития интеллекта и креативности, психологии и педагогики развития самостоятельности и творчества.


5. Поиск научных основ и разработка эффективных методов психологического сопровождения и педагогического обеспечения образовательного процесса. В рамках данного направления ведутся исследования по выявлению психологических предпосылок успешной социальной и профессиональной адаптации будущего выпускника университета в широком социальном и в более узком профессиональном контексте; разрабатывается психолого-педагогическая диагностика образовательного процесса как помощь для работы современного учителя школы и преподавателя вуза, ведутся исследования по проблемам психологии обучения и воспитания, психологии и дидактики высшей школы, методики преподавания психологии в школе и вузе.


6. Проблемы психолого-педагогического обеспечения качества современного образования в школе и вузе. В рамках данного направления разработано концептуальное понимание качества профессиональной деятельности преподавателя вуза и методика его оценки, а также уточнено понимание качества преподавания и разработана методика оценки качества вузовских лекций, семинаров, практикумов, консультаций и экзаменов. Ведется поиск психологических и педагогических факторов обеспечения международного качества образования в школе и вузе, разрабатываются методы и методики его оценивания, выявляются психологические и педагогические условия реального снижения трудоемкости и повышения результативности педагогической деятельности, уменьшения разброса и дисперсии качества образовательных результатов.


7. Исследования теоретико-методологического плана, направленные на поиск и раскрытие междисциплинарной природы современных психолого-педагогических исследований с опорой на различные методологические подходы (системный, антропологический, феноменологический, праксеологический, аксеологический и пр.). Уточнение логики организации экспериментальной и эмпирической части таких исследований, разработка новых научных методов и их систематизация, отбор и научное обоснование критериев для оценки качества проводимых исследований (в отличие от монодисциплинарного психологического или педагогического исследования).


Научно-исследовательские проекты:

2008 г. – «Психология становления личности профессионала»;

2009 г. – «Психология образовательной среды»;

2010 г. – «Психологические факторы самоорганизации будущего специалиста»;

2011-2013 г.г.- «Исследовательский потенциал студента», научный руководитель: зав.каф. Бордовская Н.В.

Гранты:

2007 г. - «Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике» (В рамках инновационного проекта «Образование» РФ);

2008 г. - «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» (В рамках инновационного проекта «Образование» РФ);

2008 г. - «Психология личности профессионала» (НИР факультета психологии);

2009 г. - Психология образовательной среды» (НИР факультета психологии);

2010 г. - «Психология самоорганизации» (НИР факультета психологии);

2011г. - «Исследовательский потенциал студента» (НИР СПбГУ, 2011 г.)