Современные направления исследований и образовательной деятельности кафедры

Уже в доперестроечный период была осознана необходимость рассматривать профессиональную деятельность не только в контексте технологических процессов (система человек – техника – среда), но и в контексте организации как социального института и системы интерперсональных отношений. В зарубежной психологии эта тенденция привела к трансформации индустриальной психологии (психологии труда) в организационную и индустриальную психологию. Поэтому в постперестроечный период кафедра эргономики и инженерной психологии реформировала и расширила профиль подготовки выпускников и перешла к подготовке магистров и бакалавров в области организационной психологии.

Исходя из сложившейся в мировом сообществе практики подготовки и профессиональной деятельности организационных психологов, можно выделить четыре основных предметных области организационной психологии: психология профессиональной деятельности, психология маркетинговых коммуникаций, организационная психология (в узком смысле), психология персонала.

1. Психология профессиональной деятельности

Область, близкая к классической психологии труда и инженерной психологии: речь идет о профессиональной деятельности в рамках организации (предметная деятельность, рабочие процессы, дизайн работы). Исходными, внешними условиями и факторами деятельности выступают, с одной стороны, общие характеристики процесса деятельности в конкретной организации, и, с другой стороны, общие характеристики субъекта деятельности как представителя конкретной профессиональной группы.

Характеристики деятельности в организации определяются логикой бизнес–процессов (последовательные трансформации объекта деятельности, человек рассматривается как один из механизмов, выполняющих заданный набор операций), транзакций (обмен результатами деятельности, человек рассматривается как актор, имеющий определенных круг задач), процессов регулярного менеджмента (особенности управления циклом деятельности).

Характеристики субъекта деятельности как профессионала определяются профессиональной культурой, сложившимися в профессиональном сообществе и требуемыми стандартами деятельности, знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств.

Вступая в организацию как профессионал, субъект деятельности вынужден отвечать на два вызова: соответствовать требованиям к деятельности, сложившимся в организации, и профессиональным стандартам. Эти требования могут и противоречить друг другу.

Предмет психологии здесь – вариации цикла, конкретных задач, условий и операционального содержания деятельности в организации в их связи с меняющимися характеристиками субъекта деятельности (состава и уровня компетенций, профессионально важных качеств, мотивации, функциональных состояний и т.д.).

Для понимания внешних рамочных условий и факторов деятельности организационному психологу необходима осведомленность в смежных дисциплинах (способы описания бизнес-процессов, основы экономического поведения, администрирования и управления, профессиография).


Научная работа кафедры в области психологии профессиональной деятельности сосредоточена на решении трех основных задач.

Первая задача – продолжить разработку теории профессиональной деятельности, методов ее описания и анализа. Это ключевое направление работы кафедры, поскольку методология, теория и инструментарий описания и анализа деятельности являются основой для развития всех остальных направлений организационной психологии и решения прикладных проблем (психологического обеспечения реинжиниринга бизнес-процессов, управления эффективностью работы, спецификации работы, т.е. определения требований к субъекту деятельности, организации групповой работы и т.д.). Научно – исследовательскую работу в этой области ведут на кафедре доцент С. А. Маничев, ассистенты Е. Е. Астапенко, В. Л. Грицков.

Вторая задача – дальнейшее развитие традиций инженерной психологии в контексте современной когнитивной эргономики (проектирование и оценка интерфейсов на основе изучения деятельности человека), а также инженерии знаний. В состав группы, занимающейся этими проблемами, входят доцент В. Н. Андреев, доцент, доктор психологических наук К. Р. Червинская, старшие преподаватели А. В. Морозов и Л. Н. Горюнова.

Доцент В. Н. Андреев является одним из крупнейших в России специалистов по юзабилити. Юзабилити (Usability) - научно-прикладная дисциплина, изучающая эффективность, продуктивность и удобство использования инструментов деятельности. В. Н. Андреев – автор разработок по оптимизации интерфейсов, а также по созданию дистанционных систем подготовки персонала в крупных компаниях.

Доцент, доктор психологических наук К. Р. Червинская и старший преподаватель А. В. Морозов и занимаются психологическими вопросами инженерии знаний, поскольку управление знаниями является одним из ключевых моментов успеха профессиональной деятельности в современную эпоху инноваций и все ускоряющихся технологических изменений. Кроме того, используя методы инженерии знаний, А. В. Морозов и К. Р. Червинская разработали несколько экспертных психодиагностических систем. А. В. Морозов занимается также вопросами поведения в информационной среде Интернета (выполнено несколько крупных проектов).

Третья задача – исследования и прикладные проекты в области безопасности труда. В последние годы при кафедре создана лаборатория безопасности труда. Под руководством доцента В. В. Милохова выполняются научно – прикладные проекты по оценке условий труда. Лаборатория оснащена приборами для оценки практически всего комплекса условий труда (физические, химические факторы, эргономические - напряженность, тяжесть труда и т.д.).

2. Психология маркетинговых коммуникаций

Поскольку результативность деятельности так или иначе связана с характером потребления результатов (продукции и услуг), следующая предметная область – психологические аспекты поведения потребителя и воздействия на его поведение в рамках маркетинговых коммуникаций (внешние, рамочные условия: во-первых, цикл жизни продукта и используемые в организации способы рекламы, PR, продвижения, продаж товара и услуг и, во-вторых, общие особенности профессионализации деятельности в области маркетинговых коммуникаций).

Смежная дисциплина – теория поведения потребителя, теория и практика рекламы PR.

В области маркетинговых коммуникаций кафедра решает две исследовательских задачи.

Первая задача – исследование предпочтений и поведения российских потребителей (доцент С. Г. Тарасов).

Вторая задача - оценка эффективности рекламных воздействий, психологические основы оценки и проектирования рекламной продукции. Научно - исследовательскую работу в этом направлении ведут доцент М. А. Круглова, старший преподаватель Н. О. Таирова (психолингвистика рекламы), старший преподаватель В. Г. Круглов (креатив в рекламе, а также изучение ценностных ориентаций потребителей рекламной продукции).

3. Организационная психология (в узком смысле)

Организационная психология в узком смысле – исследование психологических аспектов развития организации как целого.

Цикл жизни организации предполагает изменения как во внешних условиях, так и в содержании профессиональной деятельности. На разных этапах развития организации меняются бизнес - процессы, транзакции, система менеджмента, могут появляться и исчезать в организации целые виды профессиональной деятельности, меняется характер кросс-функциональных взаимодействий.

Согласование различных интересов и точек зрения на изменения и проблемы организации возможно только в процессе коммуникации.

Предметом психологии в данном случае являются феномены, порождаемые коммуникацией в организации: группы, лидерство, руководство, власть, микрополитики, конфликты, организационная культура и т.п. Субъект деятельности выступает в этом организационном контексте как личность, в процессе коммуникации отстаивающая свои интересы, переопределяющая задачи и содержание профессиональной деятельности, программы поведения, и, тем самым меняющаяся (развитие или профессиональная деформация).

Смежные дисциплины – теория организационного поведения и организационного развития. Исследования в этой тематической области проводят доценты С. А. Маничев, Н. Н. Лепехин, М. А. Круглова, ассистент И. Ю. Романько.

Совместно с университетом Орхуса, Дания (Department of Psychology University of Aarhus) выполняется многолетний проект по исследованию процессов партиципации (сотрудничества) в организациях.

4. Психология персонала

Психология персонала довольно четко имеет два различных контекста исследований. В первом контексте на первом плане профессия как способ решения жизненных задач индивидуума. Речь идет о цикле профессиональной карьеры (включающей выбор профессии и смену организаций) и о профессиональной успешности (не сводимой к эффективности в отдельной должностной позиции, а предполагающую успех в их последовательной смене).

Организация рассматривается и оценивается в данном случае как более или менее благоприятное поле для деятельности, дающее шанс для профессионального и жизненного успеха.

Предмет психологии: мотивация карьеры, типы карьер, стадии карьеры и т.д. Примером рамочных, внешних организационных условий и факторов карьеры могут быть программы «производственная деятельность в контексте стратегии жизни» (Work – life programs): обеспечение качества рабочей жизни, новые организационные формы (виртуальные рабочие места, сетевые организации), гибкие рабочие договоренности, учет пересечения рабочих и нерабочих ролей, коучинг.

Во втором контексте на первом плане цикл жизни персонала в организации. Речь идет о вовлечении сотрудников в деятельность организации и обеспечении эффективности деятельности в существующих должностных позициях. Внешними, рамочными условиями обеспечения эффективной деятельности являются принятые в организации инструменты управления персоналом (наем, управление исполнением, вознаграждение, продвижение, система обучения и т.п.).

Предмет психологии: отбор персонала, адаптация и обеспечение стабильности, мотивирование, развитие персонала.

Смежные дисциплины: управление персоналом, управление человеческими ресурсами. Учитывая большую востребованность на рынке труда психологов, специализирующихся в области управления персоналом, подготовкой студентов и научно - прикладными исследованиями в этой области занята группа сотрудников и преподавателей кафедры: профессор В. П. Третьяков, доценты С. А. Маничев, Л. А. Верещагина, старший преподаватель А. В. Морозов, старший преподаватель В. Е. Погребицкая, ассистент А. Н. Батустин.

Исследуются соотношения организационных и индивидуальных факторы эффективности и успешности профессиональной деятельности, использование различных инструментов управления персоналом на различных стадиях цикла жизни организации, большое внимание уделяется разработке методов психодиагностики и оценки персонала (биографические методы, ситуативная диагностика, технология ассессмент- центра, и т.д.) и системам обучения персонала.