Кафедра эргономики и инженерной психологии проводит научные и научно - прикладные исследования в области организационной психологии, а также проводит обучение по профилю «Организационная психология» в рамках магистерской программы «Организационная психология и психология менеджмента».

 

Кроме того, кафедра проводит цикл учебных курсов в рамках модуля подготовки бакалавров «Психология в организации».

 

История кафедры

 

Кафедра эргономики и инженерной психологии была создана в 1968 году, когда был открыт факультет психологии Ленинградского государственного университета (ныне – Санкт-Петербургского государственного университета).

 

Однако непосредственным предшественником кафедры была лаборатория индустриальной психологии при кафедре общей психологии на философском факультете ЛГУ. Первым руководителем и создателем лаборатории был Борис Федорович Ломов. С момента своего открытия в октябре 1959 года лаборатория активно включилась в проведение научно - прикладных исследований. Вначале все необходимое для исследований оборудование проектировалось и изготовлялось сотрудниками лаборатории. Как вспоминал один из старейших сотрудников лаборатории, профессор Г. В. Суходольский, Б. Ф. Ломов по этому поводу шутил, что инструментарий лаборатории – это «молоток и три гвоздя».

 

Постепенно в лаборатории была создана собственная материально-техническая база – появилось оборудование для экспериментальных исследований и собственная инженерно-техническая группа. Это позволило широким фронтом развернуть эмпирические исследования, в которых участвовали научные сотрудники лаборатории, преподаватели вновь созданной кафедры эргономики и инженерной психологии. В научную работу активно включились и первые аспиранты кафедры - Г. С. Никифоров и Ю. М. Забродин, вошедшие впоследствии в число ведущих специалистов в области инженерной психологии.

 

С самого начала огромную координирующую и организующую роль в развитии инженерной психологии в Ленинградском государственном университете (а позже и в СССР в целом) играл Б. Ф. Ломов, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН РСФСР с 1965 г., член-корреспондент АПН СССР с 1968 г., член-корреспондент АН СССР с 1976 г.

 

Став первым заведующим лабораторией индустриальной психологии и первым заведующим кафедрой эргономики и инженерной психологии, Б. Ф. Ломов сумел создать сильный научный коллектив, который быстро завоевал признание и привлек внимание самых различных отраслей производства и оборонной промышленности. Б. Ф. Ломов отличался умением сочетать широкие научные интересы с прагматизмом постановки конкретных прикладных задач. Докторская диссертация Б.Ф. Ломова «Человек и техника. (Очерки инженерной психологии)» (Л., 1963) и монография «Человек и техника» (1963, 1966) стали эталоном научности и профессионализма в эти годы. Четкость постановки прикладных задач и понимание запросов растущего в те годы производства позволили развернуть широкомасштабные научно – прикладные исследования.

Эти исследования стали основой формирования Ленинградской школы инженерной психологии. По материалам исследований был подготовлен целый ряд кандидатских диссертаций: В. М. Водлозеровым (Экспериментальное исследование действий человека-оператора, работающего в режиме слежения. Л., 1965), И. М. Лущихиной (Аудирование речевых сообщений в условиях белого шума. Л., 1965), М. К. Тутушкиной (К проблеме оптимального кодирования информации, передаваемой человеку: Экспериментальное исследование на материале знаковой индикации. Л., 1965), Т. П. Зинченко (Исследование перцептивных процессов в связи с задачей построения информационных моделей. Л., 1967), Е. Н. Сурковым (Исследование эвристических компонентов процесса решения задач лабиринтного типа. Л., 1967), Г.В. Суходольским (О характеристиках человека при слежении. Л., 1968), Г. С. Никифоровым (Опыт экспериментального исследования надежности человека-оператора в процессе приема информации (комплекс «измерительный прибор – оператор»). Л., 1969), В. К. Гайдой (Зрительное пространственное различение и проблема кодирования визуальной информации, предъявляемой человеку. Л., 1972), Л.А. Верещагиной (Исследование обратной связи в процессе подготовки операторов. Л., 1977), Л. И. Рябинкиной (Исследование эффективности информационного поиска при различных способах кодирования. Л., 1978), Г. Н. Горбуновой (Исследование оперативной памяти в процессах информационного поиска и подготовки решения. Л., 1979).

 

Следующим шагом в развитии инженерно – психологической науки на факультете было развитие отдельных научных исследований в ряд крупных основополагающих научных работ, составивших содержание докторских диссертаций А. А. Крылова (Обработка информации в операторской деятельности. Л., 1972), В. А. Ганзена (Проблема отображения целостных объектов человеком. Л., 1976), Г. С. Никифорова (Психологические основы самоконтроля в системах «человек-машина». Л., 1978), Г. В. Суходольского (Инженерно-психологический анализ и синтез профессиональной деятельности. Л., 1982), Т. П. Зинченко (Функциональная структура опознания. Л., 1983).

 

Эти ученые стали ядром научного коллектива кафедры, что позволило ей сохранить научный потенциал и после ухода Б. Ф. Ломова с поста заведующего кафедрой. Огромную роль в сохранении и развитии потенциала кафедры сыграли последовательно ею руководившие Е. П. Ильин, А. А. Крылов, В. А. Ганзен, Г. В. Суходольский.

 

Кафедра с самого начала заняла лидерские позиции в профессиональном сообществе инженерных психологов. Проявлением этого был тот факт, что именно на базе факультета была проведена первая всесоюзная конференция по инженерной психологии. Об этом свидетельствует и регулярное издание сборников «Проблемы общей и индустриальной психологии», «Проблемы общей и инженерной психологии».

Наличие значительного научного задела и коллектива высококвалифицированных специалистов позволило создать систему подготовки студентов специализации «Инженерная психология» и эффективно организовать учебный процесс. Кафедра эргономики и инженерной психологии (а также первый на факультете спецфакультет переподготовки по инженерной психологии) подготовила сотни специалистов, успешно работавших в НИИ, КБ, промышленных предприятиях и высших учебных заведениях.

 

Основная тенденция в дальнейшем научном развитии кафедры – продолжение традиций школы Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова – создание целостной картины, интеграция данных о человеке, учитывающей многоаспектность существования человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности.

Эта тенденция отчетливо прослеживается в эволюции научных интересов ведущих ученых, работавших на кафедре.

 

А. А. Крылов начав свою карьеру ученого с исследования читаемости цифровых и стрелочных контрольно-измерительных приборов, впоследствии создал концепцию включения, ставшую фундаментом многих исследований в области инженерной психологии, а затем расширил поле своих исследований на тематику общей психологии.

 

В. А. Ганзен (физик по образованию), чьи ранние работы были посвящены вопросам биофизики и математического моделирования, затем обратился к исследованию перцептивных процессов, а понятийный аппарат («пентабазис»), выработанный в рамках психологии перцепции и экспериментальной эстетики, впоследствии применил к построению системных описаний в психологии.

Г. С. Никифоров от исследования надежности человека – оператора в процессе приема информации перешел к изучению самоконтроля оператора как общего механизма обеспечения надежности операторской деятельности, а затем обратился вопросам комплексного психологического обеспечения профессиональной деятельности и к проблеме психического здоровья, имеющей ярко выраженный междисциплинарный характер.

 

На кафедре вырос ряд ученых, которые возглавили на самостоятельные научные направления в психологии. Профессор А. И. Юрьев стал одним из основоположников российской политической психологии. Доцент В. К. Сафонов внес большой вклад в развитие спортивной психологии в России.Г. В. Суходольский, приобретя богатый опыт частных исследований различных видов профессиональной деятельности (системы слежения, судовождение, тяжелая промышленность, лесосплав, атомная энергетика и т.д.) разработал общую концепцию деятельности как открытой системы, ассимилирующей и порождающей психические и не психические продукты, основанной на системном синтезе гуманитарного и естественно-научного подходов в психологии.

 

Т. П. Зинченко, проведя обширный цикл исследований перцептивных процессов в интересах построения информационных моделей, обратилась к построению основ когнитивной эргономики (проект, к сожалению, ею не завершенный).