Кафедра педагогики и педагогической психологии

Адрес — 199034, Санкт-Петербург, В.О., наб. Макарова, д.6, ауд. 211.
Телефон —  +7(812)328-94-08
Эл.почтаЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Заведующий кафедрой —  Андрей Дмитриевич Наследов

Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure


Кафедра педагогики и педагогической психологии — одна из старейших в Санкт-Петербургском университете, была создана в 1851 году. Она имеет длительную историю своего развития, богатую передовыми учебными и научными традициями, которые сохраняются и умножаются в наши дни.

Педагогика — наука о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по становлению и развитию сущностных сил человека, о содержании, формах и методах воспитания, обучения, передаче социального опыта от старшего поколения к подрастающему.

  • Задачи педагогики — изучение истории и  современного состояния образования и прогнозирование развития образования в будущем; разработка теоретико-методологических основ образования; выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами; определение содержания образования в конкретных условиях; разработка образовательных стандартов; разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания; изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогический инноваций; внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику.
  • Предмет педагогической наук и — образование как целостный педагогический процесс, в котором происходит развитие личности, её социализация, целенаправленно организованное воспитание и обучение.

Педагогическая психология — отрасль научной психологии, связанная с анализом закономерностей развития человека в условиях обучения, воспитания, образования. Образование рассматривается как всеобщая общественная форма развития человека, целенаправленная социализация, процесс, в ходе которого происходит передача культурного наследия  (знаний, ценностей, навыков и т.п.) от одного поколения к другому через разного рода социальные институты. Чем успешнее социализация, тем лучше человек «вписывается» в социум, больших успехов достигает в процессе реализации своих целей через систему умелых коммуникаций с другими людьми.

  • Задачи педагогической психологии — изучение психологических закономерностей обучения, воспитания, педагогического взаимодействия, интеллектуального и личностного развития всех участников образовательного процесса, психологическая помощь педагогу в деле обучения, воспитания и реализации личностных и профессиональных целей. 
  • Предмет педагогической психологии — становление человека как личности и индивидуальности на разных этапах его развития в контексте образовательных усилий общества, в процессе освоения социокультурного опыта.

 

В составе кафедры педагогики и педагогической психологии 2 доктора (1 — педагогических наук, 1 — психологических наук) и 8 кандидатов наук (3 — педагогических наук, 5 — психологических наук).

Наследов А. Д. — заведующий кафедрой, кандидат психологических наук, доцент

Брагина И. В. — кандидат психологических наук, старший преподаватель

Голованова Н. Ф. — доктор педагогических наук, профессор

Думчева А. Г. — кандидат педагогических наук, доцент

Защиринская О. В. — доктор психологических наук, доцент

Макаров Ю. А. — кандидат психологических наук, доцент

Медина Бракамонте Н. А. — кандидат педагогических наук, доцент

Морозова С. В. — кандидат психологических наук, ассистент

Писаренко И. А. — кандидат педагогических наук, доцент

Ткачева Л. О. — кандидат психологических наук, старший преподаватель

Кафедра проводит большую работу по подготовке и аттестации научно-педагогических кадров. За последние 30 лет на кафедре подготовлено более 500 кандидатов и докторов наук по педагогике, возрастной и педагогической психологии, многие из которых стали видными учеными и руководителями научных и учебных учреждений или их подразделений.

В научном плане сотрудники, докторанты, аспиранты, соискатели и студенты кафедры занимаются разработкой проблем психологии и педагогики общеобразовательной и высшей школы, широко применяют в своих исследованиях процедуры измерения, эксперимент и математику, придавая тем самым психологии и педагогике статус зрелых экспериментальных наук.

В настоящее время кафедра педагогики и педагогической психологии осуществляет общепедагогическую и профессионально-педагогическую подготовку бакалавров, магистров и аспирантов факультета психологии и других факультетов СПбГУ. Ее преподаватели ведут учебные курсы по педагогике, истории педагогики и образования, истории психологии, педагогической психологии, психологии и педагогике высшей школы, математическим методам в психологии и педагогике, а также другие общие и специальные курсы.

С перечнем учебных дисциплин, которые ведут преподаватели кафедры, можно ознакомиться на их персональных страницах.

Возможные направления исследований в рамках курсовых работ, ВКР и диссертаций

Наследов А.Д.

  • «Психолого-педагогические особенности усвоения научно-профессиональных понятий студентами»
  • «Психологические факторы успешности учения: мотивация, социальный интеллект, перфекционистские установки студентов и пр.»
  • «Разработка, модификация и адаптация методик психолого-педагогической диагностики»

Голованова Н.Ф.

  • «Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития личности в подростково-юношеском возрасте»
  • «Аксиологический аспект самоосуществления современных школьников подростково-юношеского возраста»
  • «Психологические особенности нравственного развития современных детей подростково-юношеского возраста»
  • «Педагогические условия становления ценностных отношений школьников»
  • «Преобразование воспитательных установок как фактор совершенствования современного отечественного воспитания»
  • «Проблема содержания воспитания в современной педагогике»

Защиринская О.В.

  • «Особенности когнитивной переработки информации у детей с разным уровнем интеллекта».
  • «Особенности понимания текстов с разными форматами визуализации».
  • «Понимание текстов разной степени визуальной сложности старшеклассниками с трудностями обучения».
  • «Понимание средств невербальной коммуникации детьми и подростками с интеллектуальным недоразвитием».
  • «Особенности переживания травмы межличностных отношений у взрослых».
  • «Особенности психического состояния детей и взрослых, находящихся в трудной жизненной ситуации».
  • «Особенности невербальной коммуникации у младших школьников с легкой умственной отсталостью».
  • «Особенности представлений о дружеских отношениях со сверстниками у детей с задержкой психического развития».
  • «Возрастные особенности развития межличностных отношений у детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием».
  • «Пространственно-временные представления в формировании навыков письма у детей с задержкой психического развития».
  • «Особенности когнитивной переработки текстовой информации школьниками с интеллектуальным недоразвитием».

Макаров Ю.А.

  • «Профессиональная толерантность педагога (терпение в профессии педагога)»
  • «Личность и профессиональная деятельность (требования профессии, профессиональная деформация, профессиональное мастерство, личностные характеристики в профессиограмме)»
  • «Личность в системе профессиональной подготовки (формирование личности специалиста в вузе)»
  • «Межличностное взаимодействие преподавателя и студента в процессе профессиональной подготовки»
  • «Этнопсихология и вопросы религиозной принадлежности в системе вузовской профессиональной подготовки»
  • «Изменение представлений студентов о «хорошем преподавателе» от младшего курса к старшему»
  • «Профессиональная самореализация и счастье»
  • «Юмор как форма профессиональной саморегуляции»
  • «Профессиональный юмор и профессионализм»

Медина Бракамонте Н.А.

  • «Психологические особенности самосознания выпускников школ»
  • «Тьюторское сопровождение в образовательной практике»
  • «Технологии обучения в вузе»

Писаренко И.А.

  • «Психолого-педагогические проблемы современных родителей: педагогическая совместимость родителей/прародителей; проблемы семейного воспитания; становление родительской позиции и т.д.»
  • «Экономическая социализация современных детей : дети и деньги; дети в обществе потребления; влияние рекламы и СМИ на воспитание детей разного возраста; экономические аспекты в межличностном взаимодействии детей и т.д».
  • «Виртуализация психолого-педагогической среды: социальные сети в развитии детей и просвещении родителей; дистанционное психолого-педагогическое консультирование семьи; дистантное (пра)родительство, отцовство; дистанционная коммуникация в образовательном процессе и т.д.»
  • «Тьюторство: индивидуализация образовательных траекторий детей и взрослых; организация тьюторского сопровождения разных типов обучающихся; психолого-педагогическая диагностика в тьюторстве и т.д.»

Морозова С.А.

  • «Математическая психология: основные направления исследований»
  • «Социально-исторические детерминанты развития российской психологии»

Думчева А.Г.

  • «Психолого-педагогические условия становления ценностно-смысловой сферы личности в современном образовательном процессе»
  • «Проблемы духовно-психологической безопасности в образовании»
  • «Психологическое сопровождение обучающихся группы риска в локальном педагогическом сообществе»
  • «Современные методы оценки личностных результатов: возможности раннего прогнозирования рисков в образовательной среде»