Научная деятельность

Научная деятельность кафедры направлена на исследование психического здоровья, развития и эмоционального благополучия человека на различных этапах онтогенеза в системе взаимодействия и формирования отношений с близкими взрослыми и сверстниками. Особое внимание уделяется комплексному изучению психологического, психофизиологического и биологического функционирования человека в депривационных условиях окружающей среды и влиянию раннего опыта социально-эмоциональной депривации на последующее развитие личности. Сотрудники кафедры направлены на изучение теоретических и эмпирических вопросов психологического вмешательства, исследование его процесса и результата, разработку научно обоснованных программ сопровождения детей и родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по социальным, медицинским и биологическим причинам. Ниже представлены темы основных научных проектов, которые ведут сотрудники кафедры.

2014-2016 гг. "Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка" (мега-грант Правительства РФ; поддержано решением Совета по грантам Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. о государственной поддержке научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования; грант №14.Z50.31.0027, ведущий ученый – Е.Л. Григоренко, Йельский университет, США; образовательной учреждение - Санкт-Петербургский государственный университет).
Сайт лаборатории мега-гранта

2014-2016 гг. "Комплексное психофизиологическое изучение слуховой пространственной ориентации у детей младенческого и раннего возраста" (фундаментальное научное исследование совместно с лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, руководитель лаборатории – Н.И. Никитин. НИР из средств гранта РГНФ № 14-06-00713; шифр в ИАС СПбГУ № 8.16.577.2014). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.

2013 г. Организация и проведение международной научной конференции "Раннее вмешательство и психическое здоровье детей: от учреждения к семейному окружению" (грант РГНФ № 13-06-14040, 8 130600 140409). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.

2011 г. "Биологические и психологические основы слухового восприятия пространства у детей в раннем возрасте" (фундаментальное научное исследование совместно с лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, руководитель лаборатории – Н.И. Никитин. НИР из средств внебюджетного финансирования СПбГУ, шифр 8.23.1226.2011). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.

2011-2013 гг. "Биомедицинские, психологические и социальные основы здоровья человека на ранних этапах развития" (фундаментальное научное исследование совместно с биологическим факультетом и факультетом социологии; НИР из средств СПбГУ, шифр: 0.37.116.2011, руководитель проекта – проф. Краснощекова Е.И.). Научный руководитель работ со стороны факультета психологии – Мухамедрахимов Р.Ж.

2007-2012 гг. Российско-американский научный проект "Долговременное влияние опыта ранних социально-эмоциональных отношений у детей из домов ребенка" ("Long-Term Effects of Early Social-Emotional-Relationship Experience in Post-Institutionalized Children"). Грант №HD 050212 Национального Института Детского Здоровья и Человеческого Развития США (National Institute of Child Health and Human Development of the U.S. Public Health Service). Научный руководитель с российской стороны Мухамедрахимов Р.Ж.

2010-2011 гг. "Разработка концепции психолого-социального сопровождения личностного развития на разных этапах онтогенеза", финансируется из средств СПбГУ, научный руководитель – Васильева Н.Л.


2011 г. "Биологические и психологические основы слухового восприятия пространства у детей в раннем возрасте" (фундаментальное научное исследование совместно с лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, руководитель лаборатории – Н.И. Никитин. НИР из средств внебюджетного финансирования СПбГУ, шифр 8.23.1226.2011). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.


2011 г. – по настоящее время. "Биомедицинские, психологические и социальные основы здоровья человека на ранних этапах развития" (фундаментальное научное исследование совместно с биологическим факультетом и факультетом социологии; НИР из средств СПбГУ, шифр: 0.37.116.2011, руководитель проекта – проф. Краснощекова Е.И.). Научный руководитель работ со стороны факультета психологии Мухамедрахимов Р.Ж.


2010 г. - "Соотношение психологических факторов риска и защитных факторов в развитии рискованного поведения, связанного со здоровьем, у студентов вузов" финансируется из средств СПбГУ, научный руководитель – Боголюбова О.Н.


2009-2010 гг. – "Межкультурное сравнительное исследование ожиданий современных женщин и мужчин в период беременности и послеродовый период", НИР совместно с отделом психологических исследований факультета психологии Университета Луи Пастера, Страсбург, Франция. Руководители от кафедры - Пальмов О.И., Плешкова Н.Л.