ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

Программы "Психическое здоровье" (профили: "Консультативная психология", "Психическое здоровье детей")


Цель программы: обеспечить фундаментальную подготовку высококвалифицированных специалистов, способных использовать теорию и практические методы различных отраслей психологии в решении комплексных проблем содействия психическому здоровью населения различных возрастных групп.


В результате освоения программы выпускаются специалисты, способные проводить исследования в области психического здоровья и оказывать квалифицированную психологическую помощь.

Уникальные черты заключаются в том, что важное место в предлагаемой программе подготовки специалистов нового поколения занимают практические курсы личного и профессионального роста консультантов: практикумы, тренинги.

Студенты, обучающиеся специальности "Психическое здоровье", готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; экспертная; психодиагностическая; консультативная и психотерапевтическая; преподавательская; психолого-просветительская. Для этого они получают теоретические знания в области теории консультирования, развития личности в системе отношений, психологии и патологии личности человека, знания о современных направлениях в области консультирования и психотерапии, психологическом сопровождении детей и родителей.

Студенты получают углубленные теоретические знания в области детской психологии, осваивая закономерности нормального и патологического развития ребенка во взаимодействии с его социальным окружением; студентам преподаются основы консультирования клиентов разных возрастных категорий: от детей до пожилых людей, от клиентов с нормальным развитием до клиентов с особыми потребностями. Теоретические курсы программы направлены на обеспечение фундаментальных знаний как в области классической психологии, так и в области современных психотерапевтических школ: психоаналитической, гуманистической и когнитивно-бихевиоральной.

Теоретическая подготовка студентов сочетается с подготовкой практической, направленной на формирование навыков и умений, необходимых в консультативной деятельности. В программе обучения студенты изучают методы психодиагностики, особенности взаимодействия консультанта и клиента. Подробно рассматриваются различные виды психологической помощи: индивидуальной, семейной и групповой. Одной из задач подготовки магистра является обучение психологическим принципам и формам работы с клиентами из групп риска. За время учебы студенты приобретают практические навыки психодиагностической, консультативной, психотерапевтической, социо-реабилитационной работы с клиентами, психологического сопровождения гармоничного личностного развития и психопрофилактики патологии личностного развития.

Практики.

За время обучения студенты проходят несколько видов практик: учебно-ознакомительная, производственная, педагогическая, научно-исследовательская.

В ходе этих практик магистрант проводит самостоятельные экспериментальные исследовательские работы по психологии и читает лекции по своей тематике в вузах и других образовательных заведениях Санкт-Петербурга и России.

Базами практик являются: СПбГУКИ (культуры), кафедра педагогики и психологии; Государственная Полярная Академия; Кафедра социальной работы психолого-педагогического факультета РГПУ им.Герцена; Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с отклонениями в развитии: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №46 "Центр Реабилитации и Милосердия (РиМ)" Калининского административного района Санкт-Петербурга; Региональное общественное движение "Петербургские Родители" - проект "Социальная адаптация", а также кризисные и реабилитационные центры, районные медико-психолого-педагогические центры, дома ребенка, учреждения социально-психологической помощи населению.


Студенты включены в ряд исследовательских, в том числе, международных, проектов, связанных с изучением и разработкой психолого-социального сопровождения личностного развития на различных этапах онтогенеза, профилактикой насилия и наркозависимого поведения, изучением адаптации личности в различные возрастные периоды.

Продолжительность обучения: 2 года


Трудоустройство выпускников: Выпускники магистратуры по программе "Психическое здоровье" могут работать в учреждениях здравоохранения и образования, в центрах социальной защиты, в негосударственных организациях и благотворительных фондах в качестве психологов-консультантов, психологов-педагогов, организаторов программ психологического сопровождения детей и взрослых, а также заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в области психологического консультирования.


Профили подготовки:

1) Консультативная психология

Программа профиля нацелена на подготовку исследователей в области психологического консультирования. Следуя мировым традициям, исследовательская позиция в данной области должна подкрепляться знанием этой области "изнутри". С этим связан тот факт, что многие курсы имеют практическую направленность и учат магистрантов уметь слушать другого человека и взаимодействовать с ним. Практический блок курсов направлен на формирование навыков и умений, необходимых в консультативной деятельности с клиентами разного возраста и разных категорий.

Практически ориентированные курсы подкрепляются обобщающими курсами в области консультирования. Теоретический блок программы направлен на обеспечение фундаментальных знаний как в области классической психологии и в области современных психотерапевтических школ, так и в области современных исследований консультирования. Подробно рассматриваются различные виды психологической помощи: индивидуальной, семейной и групповой.

В целом, курсы профиля дают магистрантам знания о принципах обеспечения психического здоровья личности и о необходимом вмешательстве со стороны консультанта на ранних этапах возникновения проблемы.

Важное место в предлагаемой программе подготовки специалистов нового поколения занимают практические курсы личного и профессионального роста консультантов: практикумы, тренинги.


Основные дисциплины:

  • "Дизайн психологического исследования"
  • "Организационные, правовые и этические основы работы психолога"
  • "Психическое здоровье личности"
  • "Практикум по методам психодиагностики и консультирования в области психического здоровья"
  • "Актуальные проблемы в области психологического консультирования и раннего вмешательства"
  • "Психологическое консультирование: направления и виды"
  • "Теории развития личности в практике психологического консультирования"
  • "Современные исследования в области психологического консультирования"
  • "Семья и психическое здоровье личности"
  • "Нервнопсихические расстройства личности"
  • "Общая теория и практика психологического консультирования"
  • "Современные методы психологического консультирования и психотерапии" Ч.1. Психоаналитический подход.
  • "Современные методы психологического консультирования и психотерапии" Ч.2. Когнитивнобихевиоральный подход
  • "Недирективные подходы в психологическом консультировании"
  • "Групповое психологическое консультирование и психотерапия"
  • "Психологическое консультирование детей и родителей"
  • "Консультирование при ПТСР"
  • "Психологическая помощь пожилым людям"
  • "Формирование сексуальности в процессе развития личности"
  • "Психологическое консультирование клиентов различных категорий"

Продолжение образования выпускников по профилю «Консультативная психология» возможно в аспирантуре по научным специализациям: 19.00.00 – психология личности; 19.00.13 – психология развития.


2) Психическое здоровье детей

Психическое здоровье детей - современная, постоянно развивающаяся область научных знаний и практической деятельности, рассматривающая развитие личности ребенка в системе отношений с близкими взрослыми. Это перспективное направление профессиональной подготовки: специалисты, способные выявлять нарушения психического здоровья на ранних этапах развития человека, планировать и реализовывать терапевтические и профилактические программы – востребованы в различных сферах психологического сопровождения детей и взрослых.

В процессе подготовки магистр получает знания о нарушениях психического здоровья и развития в детском возрасте и их социальных, биологических, генетических, медицинских причинах. Изучает характеристики взаимодействия и закономерности формирования отношений привязанности детей и родителей, знакомится с влиянием культуральных и средовых факторов, а также индивидуальной психопатологии близких взрослых на детско-родительские отношения и психическое здоровье ребенка. Студенты учатся наблюдать за детьми и их взаимодействием с родителями, использовать современные диагностические методы и формулировать психодиагностическое заключение, в том числе для детей и родителей из групп риска. Важным направлением подготовки также является знакомство магистров с программами и методами психологического сопровождения родителей и их ребенка с особыми потребностями с целью оптимизации его социально-эмоционального и личностного развития. Выпускники профиля подготовки "Психическое здоровье детей" владеют знаниями о системном подходе к проблемам семьи, основных направлениях семейной психотерапии и навыками психотерапии и консультирования семьи и пары "родитель – ребенок".

Подготовка специалистов проводится с использованием передовых технологий обучения, целью которых является формирование современных научно-методических знаний по клинической психологии, а также развитие профессиональных навыков и личностных качеств, необходимых в практической работе психолога с ребенком, парой "родитель-ребенок" и семьей.

Важное место в предлагаемой программе подготовки специалистов занимают практические курсы: практикумы, тренинги, наблюдение за психическим развитием детей, изучение диагностических методов, основанных на использовании видеозаписи и последующем кодировании видеоматериала.


Основные дисциплины:

  • "Дизайн психологического исследования",
  • "Организационные, правовые и этические основы работы психолога"
  • "Практикум по методам психодиагностики и консультирования в области психического здоровья"
  • "Актуальные проблемы в области психологического консультирования и раннего вмешательства"
  • "Семья и психическое здоровье личности"
  • "Общая теория консультирования групп и сообществ"
  • "Нервнопсихические расстройства личности"
  • "Психологические проблемы лиц с рискованным поведением"
  • "Теории развития личности в детской клинической психологии"
  • "Методы изучения психического здоровья детей"
  • "Психологическое консультирование и психотерапия детей и родителей"
  • "Психологическое взаимодействие и привязанность матери и ребенка"
  • "Организационные, правовые и этические основы работы психолога"
  • "Программы раннего вмешательства для детей с нарушениями в развитии"
  • "Диагностика психического развития в детской клинической психологии"
  • "Клиническая психофизиология детей"
  • "Методы и формы раннего вмешательства"
  • "Современные исследования в детской клинической психологии"
  • "Психологические основы интеграции детей с особыми потребностями"
  • "Перинатальная психология"
  • "Психологические проблемы насилия и жестокого обращения с детьми"

Продолжение образования выпускников профиля "Психическое здоровье детей" возможно в аспирантуре по научным специализациям: 19.00.04 – медицинская психология; 19.00.13 – психология развития.


Программа подготовки специалиста по клинической психологии

1. Название программы: "Клиническая психология"

2. Основные сведения о программе:

  • Специальность, в рамках которой реализуется образовательная программа: "Клиническая психология".
  • Профиль (специализация), по которой кафедра реализует образовательную программу: "Клиническая психология детей и родителей".
  • Форма обучения: дневная
  • Продолжительность обучения: 6 лет.

3. Результаты освоения. Студенты, обучающиеся специальности "Клиническая психология", готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; психодиагностическая; консультативная и психотерапевтическая; экспертная; преподавательская; психолого-просветительская.

Для этого они получают теоретические знания в области психологии и патологии личности и интеллекта человека, знания о психосоматическом взаимодействии и нарушениях психической деятельности при различных психических и соматических заболеваниях, психологических аспектах лечебного процесса и социальной реабилитации больных; студенты получают углубленные теоретические знания в области детской клинической психологии, осваивая закономерности нормального и патологического развития ребенка во взаимодействии с его социальным окружением, в области психологии и профилактики отклоняющегося поведения подростков; студентам преподается теория кризисов и экстремальных состояний, психология и психофизиология посттравматического стрессового расстройства, связанного с личными утратами и несчастьями, а также миграцией, катастрофами, этническими конфликтами, военными действиями и другими явлениями, обусловливающими повышенную социальную напряженность и риск психической дезадаптации; студенты – клинические психологи получают теоретические знания в области юридической (криминальной и судебной) психологии, а также в области медико-биологических и социально-психологических основ спортивной деятельности. Особым и важным разделом подготовки студентов является освоение ими теоретических основ психологического консультирования и психотерапии, как детей, так и взрослых, представленных разнообразными современными отечественными и зарубежными школами и направлениями.

За время учебы студенты приобретают практические навыки психодиагностической, консультативной, психотерапевтической, социо-реабилитационной работы с больными психическими и соматическими заболеваниями, психологического сопровождения лечебного процесса и организации "терапевтической среды" в лечебных учреждениях; овладевают специализированными методами психологической диагностики и психологической помощи в экстремальных и кризисных ситуациях, а также навыками консультирования профессионалов, работающих в условиях чрезвычайных ситуаций, связанных с экологической, технологической и другими видами безопасности. Студенты обучаются навыкам диагностики психического (интеллектуального, эмоционального, социального) развития детей, характера детско-родительских отношений, в том числе, с помощью лонгитюдного наблюдения, приемам психологической помощи детям с проблемами в развитии, детям и подросткам из групп медицинского и социального риска, а также – различным формам и приемам психотерапии в разные возрастные периоды; студенты приобретают практические навыки проведения различных видов психологической экспертизы (включая, медико-педагогическую, социально-трудовую, военную и судебную) и подготовки экспертного заключения, навыки психологической подготовки спортсменов и тренеров, а также психологического сопровождения этих лиц на всех этапах спортивной деятельности с целью профилактики нервно-психической и психосоматической дезадаптации.


4. Основные дисциплины:

  • "Клиническая психология: введение в профессию"
  • "Психофизиология"
  • "Психосоматика"
  • "Патопсихология"
  • "Нейропсихология"
  • "Невротические и личностные расстройства"
  • "Теории личности в клинической психологии"
  • "Современные теории развития личности в системе отношений"
  • "Психология нарушенного развития"
  • "Психология зависимого поведения"
  • "Клиническая психодиагностика"
  • "Психологическое консультирование"
  • "Клиническая психология в экспертной практике"
  • "Теории и методы психотерапии"
  • "Психология семьи и семейная психотерапия"
  • "Психологическая помощь в кризисных и экстремальных состояниях"

5. Практики. За время обучения студенты проходят несколько видов практик: учебно-ознакомительная, производственная, педагогическая, научно-исследовательская и квалификационная (годовая супервизия в индивидуальной и групповых формах).

Базами практик являются ведущие лечебно-профилактические учреждения и медицинские научно-исследовательских институтах Санкт-Петербурга: психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, НИИ скорой помощи им. Джанелидзе, НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова, "Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова", центр восстановительного лечения "Детская психиатрия", городские психиатрические больницы, детские больницы и санатории, а также кризисные и реабилитационные центры, районные медико-психолого-педагогические центры, дома ребенка, учреждения социально-психологической помощи населению, центры психологической диагностики и медико-психологической реабилитации МВД РФ, Центры психологической подготовки МЧС РФ, спецучреждения МВД РФ, спортивные школы, физкультурно-оздоровительные клубы и др. На факультете психологии СПбГУ создан консультативный центр, где студенты и сотрудники Университета получают психологическую помощь, а студенты – клинические психологи проходят производственную практику и супервизию.


6. Дисциплины профиля (специализации):

  • "Современные исследования в детской клинической психологии"
  • "Психодиагностика в детской клинической психологии"
  • "Психологическое консультирование детей и родителей"
  • "Психофизиология в детском возрасте"
  • "Современные теории развития личности в системе отношений. Практикум по методу лонгитюдного наблюдения"
  • "Игра и психическое развитие ребенка"
  • "Формирование социальной и познавательной компетентности"
  • "Психопатология в детском возрасте"
  • "Нарушения сенсорных систем: психодиагностика и вмешательство"
  • "Взаимодействие и привязанность детей и родителей в семьях групп риска"
  • "Детская нейропсихология"
  • "Раннее вмешательство для детей с особыми потребностями и их родителей"
  • "Психосоматические расстройства у детей"
  • "Методы и формы индивидуальной психологической работы с детьми. Часть 1"
  • "Методы и формы групповой психологической работы с детьми и родителями"
  • "Развитие детей в учреждениях и семьях замещающего типа"
  • "Методы и формы индивидуальной психологической работы с детьми. Часть 2"
  • Дисциплины по выбору, предлагаемые от профиля (специализации):

  • "Основы психоанализа"
  • "Теория привязанности"
  • "Психологические аспекты эпидемии ВИЧ"
  • "Арттерапия эмоциональных и поведенческих расстройств"