75 лет Якунину Валерию Александровичу
Биография созвучная эпохе

Якунин Валерий Александрович родился 1 марта 1942 года в городе Арзамасе Нижегородской (Горьковской) области, на родине детского писателя Аркадия Гайдара, в бедной многодетной семье.

Мать, Дарья Антоновна, домохозяйка, набожная, неграмотная женщиной, окружившая любовью и заботой всех семерых своих детей.

Отец, Александр Николаевич – рабочий местной войлочной фабрики, имел начальное образование. Как и все в 1941 году ушёл на войну, вскоре был тяжело ранен в ногу, остался мало-трудоспособным инвалидом. Через полгода после смерти Дарьи Антоновны в 1955 году женился повторно и все последующие годы жил в новой семье отдельно от детей.

Из семерых детей Валерий Александрович предпоследний ребёнок. Учился всегда легко и с желанием. По его воспоминаниям мать нередко плакала от радости, когда из школы приходили благодарственные письма в её адрес за воспитание прилежного в учёбе ребёнка.

После окончания семи классов Валерий Александрович учился в местном (Арзамасском) техникуме механизации и электрификации сельского хозяйства. Названный техникум был практически многопрофильным учебным заведением с фундаментальной теоретической и практической подготовкой механизаторов сельского хозяйства. Двухкратная работа на целине (1958 и 1959 гг.) показала заметное преимущество в профессиональной подготовке, которую имели учащиеся с/х техникума по сравнению со студентами с/х вузов, работавших в то же время на целине. В 15-16 лет подростки самостоятельно собирали из разбитых и брошенных комбайнов прилично работавшие затем машины. После окончания техникума пришлось работать слесарем, техником – конструктором.

Срочная военная служба в Советской Армии проходила с 1961 по1964 год во вновь создаваемых тогда ракетных войсках стратегического назначения, в лесных, суровых (особенно зимой) условиях. Однако тёплые воспоминания об армии и сослуживцах остались с Валерием Александровичем навсегда. В ту пору солдаты последнего года службы имели право поступления в вузы и в случае успешной сдачи вступительных экзаменов увольнялись досрочно, и Якунин В.А. был среди таких счастливчиков.

Ещё до службы в армии проявился интерес к философии. Будучи учащимся техникума, Валерий Александрович уже тогда посещал в порядке исключения университет марксизма-ленинизма – распространённой в то время среди взрослых формы идеологического воспитания. Потому и с выбором вуза и специальности определился особо не раздумывая – философский факультет Ленинградского университета. Поступил на отделение психологии в 1964 г.

Как и в школьные годы, учился также легко и с увлечением, был первым Ленинским стипендиатом на вновь образовавшемся в 1966 году факультете психологии на протяжении всего периода обучения.

Трудности носили в основном материальный характер. Но они преодолевались подработками в разные годы в качестве грузчика, почтальона, дворника. При всём этом, время оставалось и на общественную работу и на развлечения. Студенческие годы прошли довольно быстро и незаметно за повседневными разнообразными занятиями – учебными, общественными и личными.

Первыми и непосредственными учителями были Б.Г. Ананьев, Е.С. Кузьмин и Н.А. Розе-Грищенко.

После обучения в аспирантуре (1969-1972) стал работать на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета психологии ЛГУ вначале ассистентом, затем доцентом и позже профессором. С 1984 года по 2014 год, т.е. в течение 30 лет, был заведующим кафедрой. Всего же в Ленинградском университете Якунин В.А. провел ровно 50 лет своей жизни. С 2015 года по состоянию здоровья вышел на пенсию.

Кандидатская диссертация была защищена в 1973 году, докторская диссертация – в 1989, звание профессора по кафедре педагогики и педагогической психологии присвоено в 1991 году.

Валерий Александрович – высококвалифицированный специалист в области теории и истории психологии и педагогики, возрастной и педагогической психологии, психологии и педагогики высшей школы, а также образовательного менеджмента. В течение более 40 лет им были разработаны и читались курсы лекций по истории психологии, педагогической психологии и педагогики для студентов и аспирантов факультета психологии ЛГУ, других вузов Ленинграда/Санкт-Петербурга, а также вузов других городов Советского Союза и России. Его лекции отличались высоким научным уровнем и доступной формой изложения. Как успешный преподаватель он был отмечен Почётной грамотой Ученого Совета СПбГУ за педагогическое мастерство.

Занимая с 1984 года должность заведующего кафедрой, В.А Якунин проявил себя как умелый организатор учебной и научно-исследовательской работы. Следует отметить, что кафедра педагогики и педагогической психологии оказалась в числе первых учебно-научных подразделений страны, где был реализован комплексный (междисциплинарный) и системный подходы к изучению проблем обучения человека на разных этапах его развития. В этот период были развёрнуты широкомасштабные исследования в области психологии и педагогики высшей школы, коорые помогли раскрыть многие общие и частные закономерности обучения студентов, их профессионального становления и личностного развития. В своих ратотах Валерий Александрович рассмтривает обучение в воспитание с позиций системного подхода и теории управления, что позволяет реализовать переход научных изысканий сотрудников кафедры, аспирантов и докторантов на новый теоретический и методологический уровень. Сотрудники, докторанты, аспиранты и соискатели кафедры и сегодня исследуют широкий спектр проблем педагогики и психологии средней и высшей школы, широко применяя экспериментальные и математические методы, утверждая статус педагогики и психологии как экспериментальных наук.

Развёрнутая под руководством В.А Якунина научно-исследовательская работа и работа по подготовке научных кадров (за последние 30 лет подготовлено около 200 кандидатов и докторов наук), позволили кафедре педагогики и педагогической психологии вырасти в крупный учебно-научный центр. Кафедра активно занималась научным сотрудничеством и сотрудничество в сфере образования (конференции, лекции, экспертиза в форме ГАК) со многими научными центрами и вузами России. Под личным руководством В.А Якунина с 1975 было успешно защищено около 100 кандидатских и докторских диссертаций.

Результаты большой научно-исследовательской работы руководимой В.А Якуниным кафедры получили своё отражение в многочисленных публикациях её сотрудников, а также в его собственных работах (145 научных, учебных и методических работ, в том числе 5 монографий и 8 учебных пособий).

С начала 90-х годов В.А. Якунин принимал активное участие в работе диссертационных советов при СПбГУ и других вузов г. Санкт-Петербурга, а с 1992 и по 2012 года, т.е. на протяжении 20 лет, был председателем докторского диссертационного совета на факультете психологии СПбГУ по специальностям 13.00.01- общая педагогика и история образования и 19.0013- психология развития, акмеология.

За существенный вклад в развитие психологической, педагогической науки и образования в России, Якунину В.А. в 2002 году президентом присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской федерации».

Ещё одна сторона жизни Валерия Александровича – это общественная работа. Много лет он избирался секретарём комсомольской организации факультета психологии, входил в состав Профкома сотрудников ЛГУ. С 1981 по 1983 год избирался секретарём партийной организации факультета психологии. С 1983 по 1985 – член парткома ЛГУ и его бюро, а также председатель партийной комиссии по приёму в партию и персональным делам. После 1985 года в парткоме ЛГУ отвечал за организацию учебно-воспитательной работы со студентами на естественных факультетах университета. Кроме того, на общественных началах с 1976 года по 1980 год исполнял обязанности заместителя декана по учебно-воспитательной работе со студентами, был ответственным секретарём приёмной комиссии факультета психологи. А в 1982-1983 годах – первым заместителем ответственного секретаря Центральной приёмной комиссии всего университета.

Валерий Александрович полагает, что социальные потрясения 90-х годов заметного отрицательного влияния не оказали ни на его жизнь, ни на профессиональную карьеру. Более того, именно эти годы показали насколько востребована психологическая наука, как в прикладном, так и теоретическом отношении. В это время он ощущает свою профессиональную востребованность. Его приглашают читать лекции по всей стране. Активно работает с большим количеством аспирантов.

Оценивая прожитый период своей жизни, Валерий Александрович говорит: «Я состоялся как в профессионально-деловом, так и социально-личностном, семейном плане. Потому могу и имею право размышлять о потенциалах развития и саморазвития».

Семью он завёл ещё в студенческие годы, на 5 курсе. Женился по любви в 1968 году на Шестаковой О.Н., в ту пору студентке 3 курса того же факультета психологии, с которой познакомился по комсомольской работе. В 1969 году появилась дочь, а 1978 году родился сын.

В настоящее время жена Якунина Ольга Николаевна является кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником НИИ им. В.М. Бехтерева, где и работает с 1971 года по настоящее время. Дочь Якунина (сейчас Сергеева) Виктория закончила дошкольный факультет Санкт-Петербургского педагогического университета им.А.И Герцена и в настоящее время работает воспитателем детского сада. Сын Вячеслав Валерьевич получил высшее образование в Санкт-Петербургском морском университете (в прошлом кораблестроительный институт) по специальности информатика и в настоящее время живет с семьей и работает ведущим программистом в одном из зарубежных банков в Праге. У дочери есть уже взрослый сын, внук и внучка, а у сына две дочурки.

Как человека, В.А Якунина отличают высокие гражданские и нравственные качества, активная жизненная позиция, целеустремленность и творческий подход к разным делам, самостоятельность и относительная независимость от средовых и внешних социальных факторов, работоспособность и трудолюбие, обязательность и чувство долга, принципиальность и ответственность за порученное дело, уважительное и доброжелательное отношение к людям. Все эти качества обеспечили ему заслуженный авторитет среди преподавателей, сотрудников, студентов, любовь и уважение родных и друзей.

В.А.Якунин — автор 145 научных, учебных и учебно-методических работ. Среди них наиболее значимы:

Монографии:

  1. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. – Л., 1983 (10 п.л., коллективная монография)
  2. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. – Л., 1988 (10 п.л.)
  3. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. – М., 1994 (10. п.л.)
  4. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 1998 (30 п.л.)
  5. Якунин В.А. Педагогическая психология. 2-е издание.– СПб., 2000 (22 п.л.)

Учебные пособия:

  1. Якунин В.А. Психология педагогической деятельности. – Л., 1990 (6 п.л.)
  2. Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе. – Л., 1991 (6 п.л.)
  3. Якунин В.А. Педагогика. Теория обучения. – СПб., 1993 (5.п.л.)
  4. Якунин В.А. Педагогика и психология высшего образования. – СПб., 1996 (20 п.л.)
  5. Якунин В.А. История психологии. – СПб., 1998 (20 п.л.)

Автор: Макаров Юрий Александрович

Научные тексты (статьи, монографии, учебники) В.А.Якунина, работы аспирантов и докторантов, выполненные под его руководством, позволяют говорить о нём как о крупном отечественном теоретике педагогической психологии.

Вездесущая Википедия объявляет понятия «педагогическая психология» и «психология образования» синонимами, отдавая предпочтение второму, более современному, тем самым указывая, что «педагогическая психология» должна быть отнесена к разряду устаревших. Но В.А.Якунин в своих работах принципиально отстаивает самобытность педагогической психологии как отрасли российской педагогической науки, берущей своё начало ещё в работах К.Д.Ушинского и П.Ф.Каптерева. Считая главной миссией педагогической психологии изучение закономерностей развития человека в условиях обучения и воспитания, он определяет для себя научную проблему в теоретическом поле педагогической психологии: выявление психологических особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияния этих процессов на интеллектуальное и личностное развитие.

Теоретическая концепция В.А.Якунина строится на чётких положениях.

  1. Обучение – организованная форма социального воздействия, и значит, может быть описано с позиции теории управления. В процессе обучения происходит управление психическим развитием человека.
  2. Процессуально обучение складывается как последовательность и цикличность сменяющих друг друга процессов целеполагания, информации, прогнозирования, принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и коррекции. Именно они определяют педагогическую технологию обучения.
  3. Управление в процессе обучения носит цикличный характер, поскольку этого требует процесс психического развития обучающихся.
  4. Обучающий и обучаемый могут выступать в качестве субъекта управления по отношению к другим и к самому себе.
  5. Позиция субъекта обучающегося является решающим фактором развития и саморазвития его личности.
  6. Критериями эффективности обучения являются содержание и уровень сформированности у обучающихся основных функций управления, выступающих в устойчивых формах социально значимых и профессиональных качеств личности.

Будучи философом по складу ума, В.А Якунин испытывает интерес к философии и изучает её. Не случайно, в ЛГУ он поступал на философский факультет, где позже перешёл на вновь открытое отделение психологии. Его лекции по истории психологии, которые он много лет читал на факультете психологии СПбГУ, всегда отличала глубокая философская обоснованность. И в своих теоретических работах по педагогической психологии В.А.Якунин даёт убедительное философское обоснование основным концептуальным положениям.

Так, рассмотрение обучения как процесса управления он основывает на теории систем и выдвигает ряд значимых положений при характеристике педагогических систем. Убедительное философское обоснование присутствует при характеристике цели,  стратегий и способов прогнозирования в обучении.

Чрезвычайное значение в настоящее время получили мысли В.А.Якунина о прогнозировании в процессе обучения. В ситуации непредсказуемости социальных процессов, динамичности информационных основ обучения, рассогласованности образовательного пространства положение о том, что процесс прогнозирования всегда основан на прошлом, в котором сохраняется опыт повторяющихся событий и стоящих за ними причинно-следственных связей, даёт ключ к действию педагога в условиях неопределённости.

В.А.Якунин в своих работах обращает специальное внимание на значимость мотивационно-целевой основы учения. Она представляет собой сложный объект исследования, поскольку общая структура учебной мотивации многообразна, а на разных уровнях выражается ещё и в разных формах, поэтому индивидуальная система мотивов ещё более многозначна. В.А.Якунин ставит вопросы: «Какова динамика и характер взаимодействия различных форм и уровней мотивации на разных этапах обучения?» «Как можно управлять мотивационно-целевой системой обучения?» На эти вопросы ответили в своих диссертациях его ученики.

Разработанная В.А.Якуниным методика изучения учебной мотивации студентов до сих пор широко используется при подготовки выпускных квалификационных работ бакалавров, магистерских и кандидатских диссертаций.

Теоретические идеи своей концепции  В.А.Якунин блестяще воплотил на практике. Он прекрасно учил студентов, действительно, управляя их познавательной деятельностью. Сложный курс «Истории психологии», который он вёл, был организован с учётом основных функций управления, и студенты неизменно демонстрировали эффективность его освоения.

В.А.Якунин умел привлекать талантливых людей, понимая, что без единомышленников никакое развитие науки невозможно. На кафедре педагогики и педагогической психологии СПбГУ, которой он руководил более четверти века, всегда училось большое количество аспирантов и докторантов, молодые преподаватели были его учениками. Работы В.А.Якунина, общение с ним оказали огромное влияние на развитие санкт-петербургской школы педагогической психологии.

Автор: Голованова Надежда Филипповна

Юбилейная неделя

◊ Старт празднования

◊ онлайн-фоторепортаж с открытия «Ананьевских чтений – 2016»

Полвека развития психологической науки в СПбГУ 

◊ Международная академия психологических наук — диплом Факультету психологии СПбГУ

 

 

80 лет Флагману петербургской психологии в бурную эпоху перемен!

А. А. Крылов

Психологи Санкт-Петербурга отметили знаменательное событие – 80-летие А.А. Крылова. Альберт Александрович как декан вел факультет психологии Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета с 1976 по 2002 г. минуя все рифы и опасности эпохи перемен, сохраняя саму возможность профессиональной жизни целого поколения питерских психологов.

Родился А.А. Крылов 20 июня 1935 года в поселке Санчурск Кировской области в семье школьных учителей. Окончил морской факультет Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова (1959). В 1959-60 гг. – он уже начальник медицинской службы войсковой части на Северном флоте. Но тут случай резко изменил его судьбу. Н.С. Хрущев объявил о резком сокращении вооруженных сил страны. А А.А. Крылов как раз в это время попал в больницу, и ему предложили демобилизоваться (ведь проще всего, посчитали, сократить больных). После этого он работал младшим научным сотрудником военного института (1961-66), затем старшим научным сотрудником Центрального НИИ "Морфизприбор"(1966-67). Талантливый ученый сразу обратил на себя внимание Б.Ф. Ломова, создавшего в 1959 г. в Ленинградском университете первую в стране лабораторию индустриальной (инженерной) психологии. (Позднее А. А. Крылов сравнит роль этой лаборатории для развития отечественной психологии с ролью лаборатории В. Вундта для развития мировой психологии.) Возникшее новое направление в психологии показалось молодому военврачу весьма привлекательным, он активно включился в проведение научных исследований. В 1963 г. А. А. Крылов (под руководством Б. Ф. Ломова) защитил кандидатскую диссертацию по инженерной психологии. В 1967 г. был приглашен преподавать на созданный за год до этого факультет психологии Ленинградского университета, а уже в 1969 г. стал заведующим кафедрой эргономики и инженерной психологии.

Эта кафедра занимала важные позиции в профессиональном сообществе инженерных психологов. Именно на ее базе была проведена первая всесоюзная конференция по инженерной психологии. Регулярно издавались сборники «Проблемы общей и индустриальной психологии», «Проблемы общей и инженерной психологии». На кафедре тогда работали такие звезды ленинградской психологии, как В.А. Ганзен, Т.П. Зинченко, Г.В. Суходольский. Наличие столь высококвалифицированных специалистов позволило создать систему подготовки студентов специализации «Инженерная психология» и даже организовать первый спецфакультет переподготовки по инженерной психологии.

В 1972 г. Альберт Александрович защитил докторскую диссертацию «Обработка информации в операторской деятельности». Он гордился тем, что его оппонентами были такие блестящие психологи, как Б. Г. Ананьев и В. Д. Небылицын, давшие работе самый положительный отзыв. Основой его диссертации (и монографии «Человек в автоматизированных системах управления») стала концепция включения. На основе проведенных экспериментальных исследований было показано, что даже в процессе решения человеком простых сенсомоторных задач происходит не осознаваемая человеком обработка информации, и результат этой обработки включается в последующую деятельность, обеспечивая процесс принятия сознательных решений. Ростки этой идее только начинают появляться в западных публикациях, где с конца 1970-х годов в той или иной форме начинает обсуждаться роль когнитивного бессознательного.

В 1976 г. А. А. Крылов становится деканом факультета психологии ЛГУ. Здесь в полной мере проявился его организаторский талант. Факультет активно развивался и расширялся. При поддержке Крылова, а во многом и по его инициативе, создавались новые направления профессиональной подготовки студентов и новые кафедры: психологического обеспечения профессиональной деятельности (1989), политической психологии (1990), социальной адаптации и психологической коррекции личности (1992) специальной психологии (1994) медицинской психологии и психофизиологии (1994), психологии и педагогики профессионального и личностного развития (1997), психологии развития и дифференциальной психологии (1998), психологии поведения и превенции поведенческих аномалий (2000), психологии кризисных и экстремальных ситуаций (2003). С 1977 г. сам Крылов возглавил кафедру общей психологии, созданную в 1944 г. Б. Г. Ананьевым.

Взаимодействие А. А. Крылова с учеными и преподавателями Лейпцигского, Гамбургского, Будапештского, Загребского, Лейстерского и других зарубежных университетов способствовало установлению научных контактов и совершенствованию учебно-педагогического процесса на факультете психологии СПбГУ. А. А. Крылов — организатор международных образовательных проектов факультета психологии в Бразилии, Германии, Израиле и Италии. Под его руководством проведено более 100 кандидатских диссертационных исследований, подготовлено 18 докторов наук. Одно из достижений А. А. Крылова — организация работы ведущих преподавателей факультета над учебником по психологии. Он не только создал концепцию учебника, не только работал с каждым автором над его текстом, но и сам написал ключевые разделы. Вышедший в 1998 г. учебник выдержал несколько изданий (последнее появилось в 2008 г.).

Мечтой А. А. Крылова было создание на базе факультета Научно-исследовательского института психологии им. Б. Г. Ананьева. В его кабинете висел огромный плакат с организационной структурой и направлениями деятельности Института. Объем финансирования научно - исследовательских работ, выполнявшихся сотрудниками факультета, был таков, что до создания Института оставался «один шаг»: только в лаборатории инженерной психологии работало около 40 сотрудников. Однако финансирование НИР шло, в значительной степени, за счет оборонной тематики (Крылов даже как-то пошутил, что у ленинградского факультета психологии, как и у России, есть только два союзника – армия и флот) и изменение общей ситуации в стране не позволило осуществить планы создания Института. Сказалась и политика «опоры на собственные силы факультета»: Крылов был не вхож во властные структуры и, в общем, к этому никогда не стремился.

К студентам у А.А. Крылова всегда было особое отношение. Он всячески поощрял студенческие инициативы. В начале 1970-х гг. на факультете возник студенческий клуб «Леонардо», студенты проводили дискуссии, музыкальные и поэтические вечера (в том числе вечер памяти Мандельштама, пели песни Галича, Окуджавы, приглашали артистов, музыкантов). Не удивительно, что к клубу было пристальное и не самое дружелюбное внимание различных органов. Но это не смутило А.А. Крылова. Он сам подошел к студентам и сделал предложение выступить на заседании клуба с рассказом о своей поездке в Германию. В конце 1970-х студенты выпустили стенгазету со стихами поэтов начала века. В этом была усмотрена политическая тенденциозность, намеки на диссидентство. Когда декана Крылова спросили, что он намерен делать, вместо ответа он рассказал историю. В одном из немецких университетов студенты устроили забастовку и, разгулявшись, разбили в университетском здании несколько окон. Руководителю университета задали вопрос, что он намерен делать. «Что делать? – сказал он. - Естественно, вставлять стекла». А. А. Крылов помолчал и добавил: «объясните студентам, что не надо ватман на стену прикреплять кнопками – потом стену красить придется». В конце 1990-х он поддержал идею Зимней психологической школы, и этот проект за долгие годы своего существования приобрел огромную популярность, собирая до 400 участников из разных регионов России.

А. А. Крылов — участник многих научных форумов, проходивших в нашей стране и за рубежом. Долгое время он был председателем Головного совета по психологическим наукам РФ при Министерстве образования России. В течение многих лет был членом редколлегии самого престижного в отечественной психологии «Психологического журнала». По его инициативе на факультете психологии СПбГУ и по сей день проводятся ставшие популярными среди психологов ежегодные «Ананьевские чтения», собирающие сотни психологов из разных концов России и зарубежных стран.

В 1976 г. Ученый совет Ленинградского университета наградил А. А. Крылова Почетной грамотой за педагогическое мастерство и подготовку научных кадров. В 1984 г. за прикладные инженерно-психологические исследования он был награжден специальной премией Совета Министров СССР, в 1985 г. — нагрудным знаком Минвуза СССР и ЦК Профсоюзов «За отличные успехи в работе» в области высшего образования СССР. В 1986 г. он получил Диплом I степени Совета ректоров вузов Ленинграда за успешное руководство научно-исследовательской работой студентов. В 1996 г. А. А. Крылов был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». В 2003 г. награжден орденом Дружбы, в 2005 г. ему присвоено звание «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета».

От имени психологов Санкт-Петербурга сердечно поздравляем Альберта Александровича с юбилеем, желаем счастья и – главное – здоровья.

Сегодня факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета - это:

14 кафедр

4 учебных лаборатории

Психологический центр

Научно-исследовательский центр

Научная и Учебно-методическая комиссии.


Профессорско-преподавательский состав факультета:

На факультете работает 247 сотрудников.

Из них 208 преподавателей.

165 – основной состав (из них 22 профессора, 82 доцента, 38 старших преподавателей)

43 – совместители (из них 9 профессоров, 22 доцента, 12 старших преподавателей)


Студенты:

На факультете обучаются 820 студентов на очном и очно-заочном (вечернем) отделениях,

Более 350 слушателей обучаются на отделении профессиональной переподготовки по психологии.


Сегодня на факультете учатся студенты из Казахстана, Китая, Израиля, Польши, Эквадора, Италии и Бразилии.


Более 170 аспирантов, соискателей, докторантов работают над диссертационными исследованиями.


Подробнее - см. раздел "Студентам и аспирантам"


Научная работа:

- Проведение традиционных для факультета научных конференций - «Ананьевские чтения», «Зимняя психологическая школа, «Психология ХХI века»,

- Выпуск традиционного сборника лучших выпускных работ студентов.

Подробнее о научно-исследовательских проектах сотрудников можно узнать в разделе "Научная работа"

Обращение декана

Шаболтас Алла Вадимовна. Декан факультета психологии СПбГУ
Шаболтас Алла Вадимовна
Выпускница факультета психологии Ленинградского государственного университета, ныне СПбГУ, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии здоровья и отклоняющегося поведения. Руководитель и участник более 20-ти научных проектов (из них 16 - международных), автор более 260 научных трудов. Мастер спорта СССР по плаванию. С 1 марта 2011 года — избранный декан факультета психологии СПбГУ.

 

Рада приветствовать вас от имени студентов и сотрудников факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

В 2016 году нашему факультету исполнилось 50 лет, из его стен вышли почти 50 выпусков профессиональных психологов. Обучение на нашем факультете удивительным образом сочетает преемственность и уважение к нашей истории, базирующейся на естественно-научных принципах, с современными представлениями о природе и механизмах функционирования человека и его психики.

На факультете реализуется весь возможный спектр образовательных программ подготовки и повышения квалификации профессиональных психологов — бакалавриат, магистратура, специалитет и профессиональная переподготовка. Программы являются уникальными для России и соответствуют лучшим европейским и мировым аналогам. Обучение на факультете позволяет нашим выпускникам занимать лидирующие позиции в различных областях психологической науки и практики, а также создает им конкурентные преимущества на соответствующих отечественных и международных рынках труда.

Мы уверены, что атмосфера свободного научного поиска и сотрудничества представителей разных поколений позволяет студентам не только получать прекрасные знания и умения в выбранной профессии, но и содействует формированию высоких этических и гуманистических принципов, личностной ответственности и уверенности в себе. В этом и состоит миссия нашего факультета, в которой в полной мере воплощен дух фундаментальных университетских традиций и ценностей.